Семинар тренеров
На базе Сочинского Учебно-тренировочного центра недавно был проведен всесоюзный семинар тренеров по парусному спорту, на котором обсуждались важнейшие вопросы планировании тренировочного процесса, научно-методического обеспечении подготовки сборной команды страны.
Характеризуй прошлогодние выступления наших яхтсменов за рубежом, старший тренер А. Л. Соболев подчеркнул, что успех сопутствовал экипажам в классе «Солинг» (Г. Шайдуко — 3-е место на чемпионате Европы), «Летучий Голландец» (А. Шпильке — б-е на чемпионате мира), «Финн» (О. Хоперский — 2-е на чемпионате мира; С. Хорецкий — 4-е на чемпионате Европы) и «Виндгляйдер», где первые три места на чемпионате мира заняли Е. Богатырев, С. Самокиш, В. Мелехов (в легкой группе) и Ф. Рытов Т. Сада, А. Михайлов (в тяжелой).
Результаты выступлений в других классах были заметно ниже ожидаемых.
Учатся судьи
В 1986 г. пройдет 15 всесоюзных соревнований по парусному спорту. Основными из них будут Спартакиада народов СССР и Международная Балтийская регата, в рамках которой состоится парусная часть «Игр Доброй воли».
Подготовке к предстоящему сезону был посвящен всесоюзный семинар судей по парусному спорту, прошедший в Ленинграде. На семинаре обсуждены работа президиума Всесоюзной коллегии судей, изменения в правилах парусных соревнований и новые приложения к ним по обмеру гоночных классов яхт и составлению гоночных инструкций соревнований, проанализированы допущенные при проведении регат ошибки.
Участники семинара высказали ряд конкретных предложений по улучшению организации соревнований, внесению изменений в раздел «Парусный спорт» Единой всесоюзной спортивной классификации 1985—1988, улучшению подбора мерителей крейсерских яхт.
Впервые на волжском льду
Волгоградские яхтсмены культивируют гонки и походы на буерах уже в течение десяти лет. Неслучайно поэтому было решено провести чемпионат республики 1986 г. именно в Волгограде. Сюда, в район с. Ерзовка, прибыли буеристы из Ленинградской и Московской областей, из Омска и Новосибирска. Однако погода подвела: неожиданные обильные снегопады сделали ледовую дорогу непроходимой, что усугубилось безветрием. Только в конце срока, когда под мартовским солнцем снег осел и начал таять, «Монотипы» смогли уйти на дистанцию. Буера же класса «DN» смогли начать гонки только еще через два дня.
До 12 марта судейской коллегии, возглавляемой П. М. Карякиным, удалось провести пять гонок. Звание чемпиона РСФСР в классе «DN» завоевал к. м. с. Алексей Овчинников — наладчик станков с ЧПУ института ядерной физики (г. Новосибирск). В классах «8-мет-ровиков» и «Монотип-XV звания чемпионов не присваивались.
В федерации парусного спорта СССР
Принято решение о том, что в текущем году кандидаты в сборную команду страны, в отличие от практики предыдущих лет, будут отбираться по результатам, показанным только в двух соревнованиях сезона — на Кубок СССР и чемпионата Союза. В состав парусной сборной страны будут включены также спортсмены, входившие в число призеров (три первых места) на чемпионатах Европы и мира; при этом их результаты выступлений на Кубке СССР или чемпионате Союза уже не будут иметь решающего значения.
Чтобы не было междуведомственных барьеров, мешающих формированию команд, Федерацией парусного спорта СССР и Всесоюзным тренерским советом принято решение формировать состав сборной не только сложившимися экипажами, но и отдельно рулевыми и шкотовыми.
Известно, что институт старших тренеров сборной страны по классам судов был упразднен. Однако жизнь показала, что он необходим, и прежде всего необходим для комплектования сборной, руководства ее подготовкой, оперативного решения всех вопросов класса. Поэтому с 1986 г. институт старших тренеров классов восстановлен.
И снова мускулы
Мускульная сила человека с древнейших времен использовалась для движения транспортных средств. В среднем мощность одной «человеческой силы» оценивается в 0,12—0,15 л. с.; нетрудно прикинуть мощность, которую развивали, например, 200 гребцов триремы.
В последние годы к применению мускульной силы вновь обращено внимание изобретателей. На суше педальный привод незаменим, а на воде ему еще приходится выдерживать конкуренцию с весьма эффективными традиционными веслами. Но, как считает большинство изобретателей, будущее (см. «КЯ» №110) принадлежит легким педальным аппаратам на подводных крыльях. Год назад на подобном гидровелосипеде весом 18 кг уже удалось превысить мировой рекорд скорости, установленный на веслах — на академической одиночке. Олимпийский чемпион Стив Хегг на дистанции 2 км развил на гидровелосипеде скорость 17,7 км/ч. А ближайшей целью является достижение скорости 24 км/ч.