В середине февраля на кафедре парусного спорта Краснодарского института физкультуры был проведен тренерский семинар, собравший свыше 70 специалистов из различных регионов страны.
— Бедственное состояние экономики СССР отражается также на развитии спорта и в первую очередь дорогостоящих видов, куда можно отнести и наш парусный спорт, — говорилось в докладе старшего тренера молодежной сборной страны В. А. Леонова. — В ближайшее десятилетие вряд ли можно рассчитывать на весомые государственные субсидии, а это означает сокращение числа детских спортивных школ, тренерских ставок, уменьшение средств на проведение соревнований. В перспективе же видится более активное внедрение коммерциализации, перевод яхт-клубов на самофинансирование и самоокупаемость.
И, наверное, предстоящих изменений инициативные люди бояться не должны. Весь парусный мир так существует и существует неплохо. Работают ассоциации, яхт-клубы зарабатывают деньги, широко привлекаются спонсоры и так далее.
За рубежом нет ДЮСШ, но в каждом яхт-клубе имеются инструкторы, которые за умеренную плату могут научить любого ребенка хождению под парусом и выдадут ему права. Далее все тренируются самостоятельно, и, если кому-нибудь требуется консультант (опять-таки за деньги), можно закончить курсы в одном из спортивных центров. Например, в США имеется несколько таких центров, где лучшие яхтсмены страны проводят двухнедельные циклы тренировок с командами отдельных штатов. Эти занятия включают теоретическую, техническую, тактическую подготовку, планирование. А всю остальную работу юные яхтсмены проводят дома.
Можно предположить, что и в нашей стране рано или поздно отомрут спорткомитеты и неповоротливые спортивные общества вроде ВДФСО профсоюзов и главным действующим лицом у нас станут яхт-клубы. И тогда действительно наш спорт будет массовым, а не ориентированным на группу сильнейших, как сейчас.
Об организационных проблемах юношеского спорта говорил тренер-инспектор Госкомспорта СССР А. В. Обухов, который познакомил присутствующих с Положением о квалификационных категориях, Положением о работе по совместительству и новой системой оплаты деятельности тренера, исходя из квалификации его воспитанников:
— В соответствии с новым положением о ДЮСШ существенно упрощаются теперь и требования к ведению документации, — сообщил он в частности. — К сожалению, отдельные бюрократы на местах не доводят имеющиеся изменения до тренеров и продолжают требовать от них целый ворох ненужной документации. Новое положение дает самостоятельность ДЮСШ в определении учебного плана, хозяйственной. деятельности (включая платные услуги населению),, в области контактов с другими спортивными организациями, вплоть до международных связей.
О проблемах кафедры парусного спорта Краснодарского ИФК говорилось в докладе ее заведующего, доцента Ю. И. Костюка:
— Специализация «парусный спорт» открыта в 1980 г. В числе наших студентов были чемпионы мира 1985 г. Е Богатырев и Ф. Рытов, заслуженный тренер СССР Ю. Давиденко, заслуженный тренер РСФСР Г. Белов и другие. С 1981 по 1988 г. научная группа кафедры обеспечивала подготовку сборной команды СССР. Эта работа продолжается и по сей день.
В учебный процесс включено несколько тренерских практик в г. Анапе, крейсерские практики. В настоящее время ведется строительство большого яхт-клуба на Краснодарском водохранилище, где кафедра уже имеет пять крейсерских яхт, два катера, десятки швертботов и парусных досок.
С 1991 г. при наборе абитуриентов будет практиковаться договорная система, предусматривающая целевую подготовку студентов по заказам яхт-клубов и спортивных обществ.
Некоторые аспекты подготовки высококвалифицированных яхтсменов-гонщиков затронул в своем выступлении и.о. доцента кафедры К. Г. Томилин:
— Каждый выдающийся гонщик был ребенком, и именно в детском возрасте закладывались установки, которые сопровождают спортсмена всю его жизнь.
Много неприятностей приносит, скажем, слепая вера во всемогущество качественной материальной части и опыта выступлений на регатах. Итоги Олимпиады-88 — тому пример. Неудачи на регате в Пусане выпукло показали недостатки сборной команды практически по всем разделам подготовки.
Материал, представленный в докладе, убеждает, что это так: до 50% участников первенств республик не в состоянии выполнить нормативы ГТО; до 10% юношей практически не умеют плавать; участники всесоюзных регат не знают ППС, не могут поставить лодку после опрокидывания и так далее. В юношескую команду страны многие гонщики попадают не из ДЮСШ и ШВСМ, а из маленьких яхт-клубов, где их подготовка ведется только за счет энтузиазма нештатных работников.
Если проанализировать подготовку советских и зарубежных гонщиков, то становится ясно, что зарубежный опыт у нас используется пока что очень слабо. Например, в США основной упор делается на большое количество официальных и тренировочных гонок (до двух тысяч в год). Это в основном матчевые гонки на укороченной дистанции. И если представить, что американцы ежедневно участвуют в 6—8 дуэльных гонках, то становится понятным, откуда у них блестящая техническая, тактическая, психологическая подготовка и безупречное знание ППС. А ведь это «секретное оружие» у нас почти никто не использует.
Анализ уровня подготовленности ведущих гонщиков мира показывает, что в парусном спорте мелочей не бывает и серьезному гонщику приходится контролировать 40—50 пунктов своей подготовки и, следовательно, вырастает роль планирования и бригадных форм работы, когда высококвалифицированные специалисты отвечают за конкретные, узкие разделы работы.
Такой опыт уже имеется за рубежом (к подготовке олимпийских чемпионок 1988 г. в классе «470» А. Джолли и Л. Джевел (США) привлекалось 5 специалистов) и у нас в стране (экипажу Ю. Коновалова, чемпиона мира 1988 г. в классе «Торнадо», помогали 8 специалистов). И, наверное, проблема здесь не в недостатке этих людей, а в справедливой оценке их труда.
Особенностям психологической подготовки начинающих яхтсменов посвящалось выступление доцента Г. Б. Горской:
— Основой психологической устойчивости гонщика является умение детского тренера научить детей объективной самооценке, самостоятельности, уверенности в своих силах. Стресс и психологические срывы случаются зачастую от неправильной оценки ситуации. А ведь она никогда не бывает «черной» или «белой».
Серьезным резервом в улучшении психологического климата в командах является строгое выдерживание критериев отбора и отказ от произвола, которым так богат наш спорт.