Парусная спортивная карьера президента АСПА началась сравнительно недавно. лет пятнадцать назад, когда первые самодельные парусные доски появились на Пироговском водохранилище под Москвой. И в одном из палаточных городков, что стали появляться тогда на берегу, бессменно, из года в год стояла палатка, в которой обитало все семейство Валентины Сергеевны Купцовой.
Ведь чем еще хорош парусный спорт? Тем, что когда им увлекается хотя бы один член семьи, то в конце концов увлечение разделяет вся семья.
Так и в этом случае. И сама Валентина Сергеевна, и сын Андрей выполнили нормативы 1 разряда, глава семьи Михаил Сергеевич — кандидат в мастера спорта, а дочь Юлия Казакова стала мастером спорта международного класса в классе парусная доска, одним из лидеров этого класса.
— У вас три высоких общественных должности. Все они связаны с парусом. А вне паруса, что называется, в миру, — кто вы?
— «В миру» я в первую очередь жена.
— Я думала, «мама» скажете или «бабушка».
— Ну и, конечно, мама и бабушка. И кроме этого, профессор кафедры прикладной математики Московского лесотехнического института. Работы, надо сказать, очень много, потому что кроме преподавательской работы есть еще и аспирантура, есть научная работа, от которой я пока не собираюсь отказываться. Конечно, очень сложно все сочетать, но дома у меня семья, которая очень помогает.
— Многие считают и, наверное, не без основания, что при подобном сочетании обязательно что-нибудь страдает — или работа основная, или общественная работа. А что в вашем случае?
— В основном страдаю я и моя семья. Страдаю, может быть, не то слово, просто сказывается хронический недостаток времени. Но хотелось бы, если честно говорить, каждое дело делать лучше.
— Думаю, что об АСПА слышали многие. Но слухи — слухами, а хотелось бы узнать из первых уст о том, что это такое — Ассоциация женского парусного спорта? Как родилась она, с чьей помощью создавалась? И вообще — как становятся президентами?
— Сначала немного истории. У нас женский парусный спорт, как и во всем мире, развивался достаточно успешно, на довольно хорошем уровне, но только., до 1960 г. Потом выяснилось, что в Олимпийских играх его нет, и его у нас попросту закрыли. Женский парусный спорт . официально перестал существовать. Не было чемпионатов, не было зачетов, отдельные энтузиастки, конечно, продолжали соревноваться, но только в смешанных экипажах.
В то же самое время в мире женский парусный спорт развивался наравне с мужским. И когда в 1984 г. он снова был введен в олимпийскую программу, мы оказались к этому совершенно не готовы.
Несмотря на такую ситуацию, на Олимпиаде-88, к очень большому удивлению всех наших специалистов, советские яхтсменки получили бронзовую медаль в классе «470». В 1985 г. Юля Казакова выиграла серебро в классе «Парусная доска» на чемпионате мира, который проходил в Таллинне. На Играх Доброй Воли 1986 г. наши девушки тоже были в призерах: и в парусной доске — Юля Казакова, и в классе «470» — Лариса Москаленко и Ирина Чуниховская.
Это вызвало, естественно, и подъем, и энтузиазм, и надежды, что наши женщины тоже кое-что могут.
И по примеру ИЯРУ, который еще в 1979 г. образовал женский комитет парусного спорта, у нас тоже решили (тогда президентом ФПС был А. А. Кислов) создать подобный комитет. Наша инициатива получила реальную поддержку.
— В любом деле, наверное, самое трудное — начать...
— Вы правы. Причем сразу стало ясно, что никто нам не даст ни денег, ни яхт — ничего, нужно самим искать какие-то пути. Да и нормально развиваться любой спорт может, конечно, в том случае, если он контактирует на каком-то хорошем уровне с теми коллегами, которые стоят уже на более высокой ступени, в нашем случае — со спортсменками из других стран.
И мы практически первыми у нас в стране пошли по такому пути, который принят везде за рубежом — стали ездить на соревнования за свой счет. Поскольку Гос-комспорт вкладывать ничего не собирался еще с самого начала, нашли пути через «Интурист», там пошли нам навстречу.
— «Интурист» помог, наверное, в оформлении поездок?
— Не только в оформлении. Мы заказывали «Интуристу» путевки в те места, где проходили регаты, на те сроки, которые сами определяли. Средства добывали поначалу в спортклубах, у них еще были тогда деньги, у профсоюзов. Мы просто обращались к ним: хотите послать на соревнования своих представителей? И они охотно откликались.
И когда в Венгрии, в Болгарии мы впервые вышли на международные соревнования, то, как ни странно, почти везде начали выигрывать. Причем в Венгрии, на международных соревнованиях по парусной доске, вообще три первые места женские были наши — СССР.
Это было большим шоком для всего зарубежья, потому что никто не знал о том, что у нас вообще существует женский парус.
Мы тогда нашли спонсора, который нам помог поехать. Это была львовская фирма «Электрон». Они нам и потом помогали, но оказалось, что на уровне комитета, который не является юридическим лицом, мы практически почти бесправны и ничего не можем сделать самостоятельно: не можем оформить документы, не можем заключить договор, не можем зарабатывать деньги — а это главное, что нужно для развития такого дорогого вида спорта. Не секрет, что в мире парус — спорт богатых, а поскольку в нашей богатой и одновременно нищей стране спорт богатых сам по себе развиваться не может, то значит, нужна какая-то богатая организация, которая возьмет на себя расходы.
Вот мы и решили, что такой богатой организацией должна стать ассоциация женского парусного спорта, которая и поможет нашим женщинам.
— И помогла? Ведь два года существования АСПА — срок немалый, особенно в наши дни, когда всевозможные ассоциации появляются как грибы после дождя. Что эти два года дали членам ассоциации?
— Подобные вопросы задавались еще при самом рождении АСПА, когда на общее собрание женского комитета приехали спортсменки из многих городов Союза.
Надо сказать, что первое собрание ассоциации проходило довольно бурно, потому что люди еще не вполне понимали, что это за ассоциация такая, для чего она нужна, и, конечно же, главный вопрос был, не знаю, для печати это или нет - что мы с этого будем иметь? В той или иной мере к этому вопросу обращались все. Хотя вообще-то во всех странах мира быть членом федерации или ассоциации это прежде всего большая честь, это почетно.
И мы приложили все усилия, чтобы члены нашей ассоциации почувствовали ее пользу и чтобы они поняли (да и не только они), что ассоциация — это очень важно, это просто необходимо для всех.
— Это лишь немногие аспекты деятельности АСПА, те конкретные дела, с которыми можно ознакомиться, полистав информационный листок, недавно выпущенный ассоциацией. Как управляется Ассоциация? Как складывается хозяйственная деятельность? На какие деньги вы себя содержите?
Руководящий орган Ассоциации — это президиум во главе с президентом, который работает на общественных началах. Но только на общественных началах всю нашу работу не сделать. Поэтому у нас есть штатные работники: коммерческий директор и исполнительный директор, секретарь и бухгалтер — те люди, которые получают зарплату, занимаются и технической работой, и экономикой, и коммерцией.
Поначалу мы завели свои хозрасчетные участки, так как надеяться только на спонсоров не приходится. Ведь спонсор — это благотворитель, у которого сегодня есть деньги и есть настроение, и он дает вам их. А если у него кончаются деньги или меняются планы, то он может эти деньги не платить. Поэтому планировать очень сложно.
И потом сейчас очень непонятная ситуация с налогами. Во всех странах, если спонсор занимается благотворительностью, то налоги у него уменьшаются, то есть он в этом заинтересован, а у нас же такого нет, так что благотворительность — это добрая воля спонсора. Мы очень благодарны нашему основному спонсору — фирме «Интердиск» (президент Владимир Николаевич Старченко), фирме, которая совершенно бескорыстно помогает нам в течение уже двух лет, оплачивает очень многие наши мероприятия, соревнования, снабжает нас формой.
За рубежом многие так живут. Если вы откроете, к примеру, ежегодник парусной федерации США, то буквально несколько страниц в нем заполнено названиями фирм — спонсоров федерации.
— Но надеяться только на спонсоров, конечно, нельзя. И следуя пословице: на бога надейся, но и сам не плошай, мы решили организовать два малых предприятия.
Я уже говорила, что раньше у нас были хозрасчетные участки. Теперь мы знаем, что если спонсоры не смогут нам каким-то образом помочь, то мы выстоим, потому что у нас есть эти предприятия, которые шьют паруса, делают доски. Сейчас мы уже начали снабжать парусами классы «Европа» и «Луч».
Причем наш исполком (это у нас одно из основных условий) получает зарплату из тех денег, которые зарабатывает, в соответствии с доходом. Если не заработают денег, то соответственно и зарплату не получат...
— Слышала, что вы теперь и сами занимаетесь благотворительностью?
— Да, начинаем. Вместе с ассоциацией «Спасем мир и природу» помогаем отправить чернобыльских детей, которые занимаются парусным спортом и живут в городе Славутич, в спортивную школу в Аннаполисе в Соединенных Штатах.
Есть у нас и большие планы по привлечению к парусу детей-инвалидов. Мы сами будем выступать здесь в качестве спонсора, это уже наша благотворительная акция, которая для нас очень важна просто по-человечески.
— Чтобы заниматься коммерцией, тем более в наших условиях, нужны какие-то навыки, знания, опыт...
— Все приходит. И мне, и нашему коммерческому директору пришлось окончить школу менеджеров. Пошло на пользу И психология управления, и маркетинг совершенно необходимы сегодня спорту, поскольку спорт становится профессиональным и должен сам себя стараться обеспечить. К сожалению, и женщины тоже...
— Что мы все о женщинах и о женщинах. Давайте немного поговорим о мужчинах. Кстати, у них своей ассоциации нет. Помогают они вам?
— Хотя большинство тренеров наших девушек — мужчины, по-всякому бывает. Надо сказать, что с самого начала и женская ассоциация, и комитет женского парусного спорта воспринимались крайне скептически, кроме как с насмешкой о них никто и не говорил. Ну, а сейчас, я думаю, ситуация переменилась, особенно в прошлом году, когда начался заметный прогресс женского парусного спорта.
Одна из важных сторон деятельности ассоциации — стимулирование тренеров. Например, у нас тренеры, которые тренируют более трех женских экипажей, и два из них, предположим, входят в десятку сильнейших или один — в сборную СССР, получают ежемесячные премии. Мы выплачиваем премии и за чемпионат СССР, и за кубок СССР, и за международные соревнования — и тренерам, и спортсменам.
— Уж не затмит ли в скором времени женский парус спортсменов-мужчин?
— Насчет затмит — не знаю, но могу сказать одно: в парусной доске чемпионат Союза два года подряд выигрывают женщины. Да и в классе «470» наши девушки выступают на уровне мужчин. Лариса Москаленко и Елена Пахольчик по международному рейтингу являются вторыми в мире в олимпийских классах среди женщин. Это очень большой успех.
Я убеждена: для того, чтобы спорт развивался гармонично, женский и мужской спорт должны обязательно сосуществовать.
— А как насчет смешанных экипажей, не думали об этом?
— Вся беда в том, что смешанные экипажи в международном зачете идут как чисто мужские. Например, очень долго Эльвстрем был чемпионом мира в классе «Торнадо». Выступал он со своей дочкой, это был смешанный экипаж. Правда, в зачет они шли, как мужской.
Мы-то, конечно, за смешанный, за семейный экипаж. Сейчас, например, мы приняли решение культивировать в этом плане класс «Микро».
Наши спонсоры оплатили нам три яхты «Микро»-класса, так что наша ассоциация будет теперь обладателем трех собственных яхт. «Микро» — очень хорошая яхта для семейного плавания, она очень удобна в управлении — именно то, что надо для женщин.
— А кто может стать членом ассоциации женского парусного спорта? Только ли женщины?
— Членом ассоциации по уставу может стать каждый гражданин Советского Союза или любой другой страны, который содействует развитию женского парусного спорта в СССР.
— Складывается впечатление, что жизнь ассоциации протекает гладко и безмятежно. Неужели у вас нет никаких проблем?
— Проблем на самом деле масса. В основном — трудности чисто психологического характера. Вообще все новое всегда испытывает противодействие, и кое-кто прилагает немало усилий, чтобы отыскать отрицательные стороны в нашей деятельности.
Поэтому состояние такое, что все время надо что-то преодолевать. Это самое тяжелое — постоянно находиться в состоянии борьбы, хотя есть такое расхожее определение, что жизнь и есть борьба. А хотелось бы существовать так, чтобы не бороться, а просто жить среди нормальных понимающих людей.
Немало трудностей с классом «Европа». Этот новый олимпийский класс мы буквально пробиваем. Почему-то считается, что это класс элитный, развивать его не надо. А для женщин «Европа» класс просто замечательный. Есть специальное заключение медицинской комиссии ИЯРУ, в котором говорится, что если женщины хотят выступать на швертботе-одиночке, то предпочтительнее «Европа».
— Ас аналогичными ассоциациями в других странах вы находите общий язык, контактируете? Да и есть ли там подобные вашей?
— За рубежом вообще-то ассоциации несколько иной характер имеют. У них ассоциация — это объединение людей, которые уже имеют яхты, могут сами выезжать на соревнования, ассоциация которым нужна как своеобразный способ общения. Подобные зарубежные ассоциации, скорее, носят клубный характер.
И тех, которые носили бы хозрасчетный характер — такого типа, как у нас, я, во всяком случае, не знаю, хотя знакома со многими, практически со всеми женскими парусными ассоциациями. Мы дружим с американскими спортсменками, с голландками.
В этом году мы принимали детскую делегацию из Алжира. Женский спорт в Алжире — пока еще чистая экзотика, но председатель алжирской федерации парусного спорта — большой энтузиаст развития женского паруса, у него все дочки занимаются этим видом спорта.
Принимали мы и американскую делегацию, американки тоже приглашали нас несколько раз. И чем еще хочу похвалиться — у нас подписана и осуществляется длительная советско-американская программа развития женского парусного спорта. В основном она направлена на подготовку к кругосветной гонке «Уитбред-93». Предложила нам участвовать в этой гонке Нэнси Фрэнк, президент американской женской ассоциации, которая с американской стороны руководит этой программой. Будет первый женский советско-американский экипаж...
— Маршруты ваших вояжей звучат красиво. Понимаю, что Пирогово — это не Майами-Бич, но серфинг у нас в стране, по моему глубокому убеждению, родился в Пирогово, хотя меня могут многие оспорить в Феодосии и Ленинграде, в Сочи и в Таллинне. Знаю, что и у вас первая встреча с парусом произошла в Пирогово Когда вы в последний раз были там?
— Честно признаюсь, не была давно. Хотя, конечно же, хотелось бы вернуться в родные пенаты.
Компетентное мнение
Из доклада Президента ИЯРУ Питера Талберга на Ассамблее ИЯРУ 1990 г.: «Подъем женского парусного спорта оказал положительное влияние на ИЯРУ. Стремительно растет активное участие женщин-парусниц в крупных престижных соревнованиях. После успешных переговоров с МОК мы получили в Олимпийских играх три женских зачета. Этот факт является огромным достижением, но на этом мы не остановимся...»
Некоторые факты из жизни АСПА
Согласно постановлению Президиума АСПА ведущие спортсменки страны, получающие спортивную стипендию и покидающие (временно или окончательно) большой спорт (независимо от причины), в течение одного года имеют право на получение стипендии АСПА в размере получаемой ранее.
Для того чтобы члены сборной команды страны в женских классах, крейсерские экипажи АСПА и многие другие члены Ассоциации владели английским языком (официальным языком ИЯРУ) третий год занятия английским языком обеспечиваются и оплачиваются АСПА.
По договору с советско-французским медицинским предприятием «САНА» члены АСПА принимаются на лечение в приоритетном режиме за советские рубли. Лечение оплачивает АСПА.
АСПА организовала ДЮСШ по парусному спорту и полностью вместе с материальной частью передала ее исполкому города Долгопрудный.
Впервые в 1990 году на Клязьминском водохранилище был проведен открытый Кубок АСПА, в котором участвовали 68 девушек из разных городов нашей страны.
АСПА активно сотрудничает с зарубежными организациями. Только в 1990 г. спортивные делегации АСПА участвовали в международных мероприятиях в Ньюпорте, в Нью-Йорке, Майами, Форт-Лоудердейле, Буэнос-Айресе, Сиэтле, Аннаполисе.
АСПА благодарит своих друзей — спонсоров, без которых было бы. очень трудно существовать женскому парусному спорту: научно-производственную фирму «Интердиск», австро-болгарскую фирму «Спарки-Гмбх», фирму «Меркурий» (Пакистан), советско-британское предприятие «ИВК-Интернейшнл», фирму «Амков» (Германия), молодежный коммерческий банк «Финистбанк». фирму «Дизель» (Италия), НПКК «Кент-Индустрия», НПО «Электрон», фирму «Арго-тех», фирму «Волна».