Когда мы работали над этим выпуском, то решили, что он, в общем-то, может рассматриваться как некий завершающий номер уходящего "смутного десятилетия". Десятилетия, начавшегося распадом СССР и "предчувствием гражданской войны", а закончившегося едва ли не вступлением России в НАТО. Десятилетия, в течение которого граждане бывшей империи мучительно пытались осознать, что же они потеряли и что приобрели взамен... Вот с этим вопросом редакция и обратилась к президенту Санкт-Петербургского Парусного союза, известному петербургскому яхтсмену и предпринимателю Владимиру Логинову.
— Владимир, что вы расцениваете как наиболее тяжелую потерю для российского парусного спорта за эти годы?
— Наиболее тяжелым ударом я считаю потерю старого тренерского состава, фактически потерю тренерской школы как таковой. Поймите, ведь материальную базу спортивного парусного флота даже в самом худшем случае всегда можно восстановить - пусть за годы. На возрождение школы в целом и связанных с нею традиций понадобятся уже десятилетия. А пока такой школы нет, невозможно говорить ни о массовости спорта, ни о серьезных достижениях в нем.
Сейчас же, к сожалению, детские парусные школы — сама основа основ массового парусного спорта — влачат довольно убогое существование. Пожалуй, лишь тренерам Сергею Семенову, Алексею Архипову и Сергею Лапкину удалось не растерять былое. И в них — надежда на завтрашний день.
— Какие крупные парусные соревнования Парусному союзу удалось сохранить или возродить за прошедшие 10 лет?
— Без сомнения, первой в этом списке должна стоять Балтийская регата, она проводилась в этом году уже в шестой раз. В ней приняли участие свыше 300 спортсменов в 8 классах яхт, включая "Дракон" и "Звездный". В следующем году мы планируем расширить число участвующих классов до 10. Крупным спортивным событием постепенно становится и Санкт-Петербургская Парусная неделя, практически единственная сейчас регата с дальними крейсерскими этапами.
Потихоньку возрождается, казалось, совсем "умерший" "Кубок Ладоги". Регата, на которую несколько лет подряд заявлялись буквально две-три яхты, вдруг обрела второе дыхание, и 15-я по счету регата прошла весьма успешно.
— А имеет ли шансы быть возрожденным так неожиданно канувший в лету полтора десятка лет назад "Кубок Балтики"?
— Не сейчас и не в таком объеме. Мы ведем переговоры с финскими коллегами о ежегодной крейсерской регате, которая сможет поочередно принимать старт в России и Финляндии. Видимо, это будет одна длинная гонка плюс одна-две прибрежных. Но пока все же рано говорить о каких-то подробностях.
— Известно, что проведение крупных парусных соревнований без серьезных спонсоров затруднительно. За рубежом в роли таковых выступают известнейшие компании. Что-то подобное начинает происходить у нас в России и Санкт-Петербурге?
— Пока, к сожалению, нет. Практически единственное исключение — фирма "Ahmad Tea", которая полностью спонсировала проведенную этим летом одноименную регату. Надеемся, что эта гонка станет ежегодной, поскольку фирма-спонсор осталась довольна ее уровнем организации и проведения.
Также нельзя не отметить, что некоторые петербургские фирмы (как правило, связанные тем или иным образом с яхтингом) часто помогают организаторам в создании призового фонда.
— Насколько затрудняет проведение гонок (в том числе — крейсерских) наличие пограничного режима в ряде районов Невской губы и Финского залива?
— Да, определенные трудности имеются. Однако и с военно-морской базой, и с пограничниками достигнута предварительная договоренность об открытии для яхт пролива Бъерке-Зунд. Думаю, постепенно будут ослаблены и некоторые иные ограничения.
— Вначале вами была затронута тема о материальной базе парусного флота. Это и клубы (гавани), и сами яхты, которые зачастую находятся в "подвешенном" состоянии и потихоньку ветшают, ибо владеющим организациям содержать всю инфраструктуру не по карману, а экипажи клубных яхт уже опасаются вкладывать в них собственные средства. Какие могут быть выходы из этой ситуации?
— Практика последнего десятилетия показала, что как только яхты переходят в частные руки, вопрос об их сохранности снимается. Реальный собственник не даст судну погибнуть. Полагаю, что рано или поздно все, от кого это зависит, придут к осознанию необходимости передачи яхт их нынешним экипажам, пусть даже и за символические деньги. В противном случае флот просто исчезнет, поскольку любые планы извлечь из него хотя бы мало-мальски значимую прибыль, учитывая средний возраст судов, абсолютно эфемерны.
— На сегодняшний день в Петербурге прекратили свое существование практически все верфи спортивного судостроения, оставшиеся с советских времен. Что появилось взамен?
— Отсутствие платежеспособного спроса на внутреннем рынке ставит под сомнение возможность существования подобных верфей, именно верфей с развитыми производственными площадками. То, что приходит им на смену, скорее нужно называть конструкторскими бюро. На внутреннем рынке сейчас находят более или менее устойчивый спрос лишь спортивные суда детских и юношеских классов — "Оптимисты", "Кадеты", "Лучи" и им подобные. Состоятельные же люди в большинстве своем пока предпочитают заказывать и строить свои суда за рубежом и там же их и эксплуатировать.
— В начале нашего разговора вы назвали потерю старого тренерского состава одной из самых тяжелых потерь. Что предпринимается Союзом для возрождения тренерской школы?
— С этого года в Государственной Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта впервые в стране начала работать кафедра парусного спорта. Мы надеемся, что уже в ближайшем будущем она станет не только центром практической подготовки тренеров, но и своеобразным теоретическим "штабом", способным и прогнозировать дальнейшее развитие парусного спорта в мире, и определять те или иные перспективы его восстановления в России. Сегодня существование столь сложного и дорогого вида спорта, каким является парусный, без такой базы просто немыслимо, и мы возлагаем на эту кафедру большие надежды...
На этом и позвольте закончить нашу беседу. Будем надеяться, что результаты предстоящего спортивного сезона оправдают осторожный оптимизм нашего собеседника...