Бетти Кук — одна из десяти номинантов Зала славы мирового водно-моторного спорта в разделе "оффшор". Обладательница двух титулов чемпиона мира по UIM, она входила также в число чемпионов Американской ассоциации APBA, уверенно делила почести с такими известными в спортивном мире именами, как Гар Вуд, Карл Кикфейхер и Дон Аронау. Если говорить о женщинах, то она и поныне считается наиболее сильной гонщицей на катерах "оффшор".
Но, как эта женщина, занявшаяся водномоторным спортом в возрасте "за пятьдесят", смогла развить в себе такое мастерство, чтобы завоевать столько почетных трофеев в сфере, где доминируют мужчины?
Семья Янгов жила в небольшом сугубо "сухопутном" городке Гленс-Фолс (шт. Нью-Йорк). Бетти Джейн родилась 4 февраля 1923 г. Ее мать мечтала, чтобы Бетти стала балериной, и в возрасте пяти лет отдала ее в балетную школу, постоянно оберегала ее от любых видов отдыха, связанных с физической нагрузкой. Поэтому, например, Бетти села на велосипед впервые в 16 лет. Ее отец больше симпатизировал занятиям дочери спортом. Это он разрешил ей участвовать в соревнованиях по пляжному бейсболу, где она впервые почувствовала дух спортивного состязания и смогла проявить свое истинное "Я".
По окончании школы Бетти поступила в Бостонский университет на отделение политических наук, а в дальнейшем получила работу в лаборатории радиации Массачусетского технологического института. Там она встретила студента Пола Кука, вскоре вышла за него замуж. Новоиспеченная семья переехала в Калифорнию. Здесь Бетти принимала активное участие в президентской выборной кампании Джона Кеннеди и вообще не чуждалась политической жизни вплоть до смерти Боба Кеннеди.
Чета Куков любила прогулки на собственном катере. Пол оказался заядлым болельщиком катерных гонок, поэтому Куки часто помогали организаторам соревнований - патрулировали на дистанции, следили за порядком и оказывали помощь пострадавшим.
Вскоре Пол по случаю купил пару подержанных одноместных гоночных катеров, именно пару — для себя и для Бетти, которая сразу почувствовала себя комфортно за штурвалом. Однако лишь знакомство с известным гонщиком Доном Пруетом, обратившим внимание на ее способности водителя, позволило ей впервые официально принять участие в соревнованиях. Это произошло в мае 1974 г. К тому времени ей был 51 год и она была уже бабушкой. Да, тогда она выиграла свою первую гонку на дистанции Лонг-Бич — Ньюпорт-Бич, и ей стало ясно, что больше не сможет жить без большого водно-моторного спорта. В декабре 1974 г. она уже впервые приняла участие в профессиональных гонках (Rum Run XIV) и выиграла их, выступая на 32-футовом катере "Mongoose" (марки "Bertram"), оснащенном парой 500-сильных моторов "MerCruiser". Бетти сразу после старта захватила лидерство и уверенно удерживала его на протяжении 95 миль дистанции. Больше того: она и установила рекорд скорости на этой дистанции (67.9 стат. мили в час) при значительном волнении.
На следующий год она купила 38-футовый катер "Kaama" (марки "Scarab"), и началось ее головокружительное восхождение на международный "оффшорный" Олимп.
В течение 1975 г. Бетти Кук участвовала в четырех больших соревнованиях; все четыре раза она доходила до финиша, но ни разу не добилась абсолютной победы. В это самое время на ее железный характер и агрессивный стиль вождения обратили внимание два специалиста — ветеран-механик Джон Коннор и штурман Дон Холлоуэй. Они без колебаний приняли ее предложение и составили с ней гоночную команду "Kaama".
5 марта 1977 г. Кук, Коннор и Холлоуэй первыми прошли под клетчатым флагом в гонке за Гран-при Ньюпорта. Затем они повторили свой успех в Сан-Франциско, причем на этот раз удерживали лидерство с самого начала и до конца гонки. Всякие сомнения в том, стоит ли считаться с командой Кук, развеялись. И помогла этому победа в мировом чемпионате в ноябре следующего года в Ки-Уэст (Флорида): они обошли 18 катеров из Северной и Южной Америки, Европы, Австралии и Южной Африки, причем гонка шла при волне 3—3.6 м.
В том же году Кук учредила фирму "Kaama Marine Engineering" по выпуску принадлежностей для гонок "оффшор". Это не помешало ее выступлениям. Она приняла участие в гонке Каус-Торки и выиграла ее с рекордной средней скоростью 77.42 стат. мили в час, что было на 2 мили в час выше рекорда дистанции, установленного годом раньше. К другим ее достижениям 1978 г. следует отнести пятую подряд победу в гонке на озере Эри и завоевание титула чемпиона США в гонке на Золотой кубок Ломбардо во Фрипорте (шт. Нью-Йорк).
20 октября 1979 г. Кук и ее команда во второй раз выиграли мировой чемпионат в Венеции, получив кубок Сэма Гриффита в качестве чемпионов мира. Так Бетти попала в компанию таких звезд, как Джим Винн (чемпион 1964 и 1966 гг.), Дон Аронау (1967 и 1969 гг.), Винченцо Балестриери (1968 и 1970 гг.) и Карло Бономи (1973 и 1974 гг.). Заслуги гонщицы были отмечены Почетной золотой медалью UIM.
В сезон 1981 г. ее команда заняла три первых места, два вторых и одно третье. Бетти Кук было тогда уже 59 лет. Она понимала, что пора заканчивать карьеру, но ее неукротимый дух жаждал победы — ей хотелось уйти с арены победительницей. И победа была одержана. Последней ее гонкой стала "Нью-Орлеан — 200", где ее горячо приветствовала огромная толпа болельщиков со всего мира.
Уйдя на покой, Бетти не расставалась с миром любимого спорта: писала на темы безопасности вождения катера. Неутомимая труженица — она заслужила уважение мужского большинства в жестоком гоночном мире, где никогда не просила поблажек и не давала их другим. Она была настоящим Спортсменом.
Бетти Кук умерла 23 декабря 1990 г. в возрасте 67 лет после тяжелой и длительной борьбы с раком. Она оставила катерному миру наследство, которое научило и вдохновило многих: "Каждый должен оставить свой собственный кильватерный след в жизни", — это ее слова.
Сокр. перевод статьи Кена Крайслера из "Power and Motoryacht" (2000, IX)