"Адмиралтейские верфи"
Бюро маломерного судостроения ФГУП "Адмиралтейские верфи" выполнило намеченный план продаж лодок моделей "Мастер 410" и намеченный план продаж лодок моделей "Мастер 410" и "Мастер 500". 65% составил экспорт в Финляндию и Швецию, первые партии лодок отправлены в Норвегию. В ходе переговоров с норвежским дистрибьютором достигнута договоренность о том, что в 2002г. лодки "Мастер" появятся на выставке "Бот-шоу" в Осло.
Рост продаж, в частности в регионе Москвы, — результат выставок, проведенных совместно с московской фирмой "Туризм, спорт, отдых", "MIBS-2001", "Река 2001" в Нижнем Новгороде, а также в Ростове-на-Дону.
Лодки промышленного изготовления "Мастер" были базовыми при организации водно-моторных соревнований в Ростове-на-Дону. Инициатором их стал наш дилер С.А. Кузнецов.
Итогом работы по созданию и освоению новых моделей стала демонстрация на выставке "Бот-шоу Санкт-Петербург-2001" опытного образца модели "Мастер 540", на которую уже сейчас заявки на 2002г. превышают производственные мощности. Чтобы удовлетворить их, совершенствуется технология изготовления лодок, закуплены новый пневматический и электрический ручной инструмент, датские гильотинные ножницы для рубки крупногабаритных металлических листов; разработана схема подготовки сжатого воздуха для пневматического инструмента. Конструкторы работают над технологией секционной сборки с применением пневматических компонентов фиксации сборочных единиц. Ведутся эксперименты по использованию стеклопластика в модели "Мастер 540", совместно с фирмой "Стрингер" улучшается дизайн консоли управления из этого материала с применением гибки ветрового стекла.
Самое значительное событие 2001 г. — вручение Диплома по результатам конкурса "100 лучших товаров России". Для предприятия 2002г. фактически уже начался — первая партия из 10 лодок отправлена в Швецию 13 декабря.
Яхтенная верфь ООО "Мортранс Крафт"
Яхтенная верфь ООО "Мортранс Крафт" была построена в 1999 г. на голом месте, а точнее на месте бывшей свалки. Осенью 2000 г. верфь начала свою работу, еще год ушел на подбор персонала, установку оборудования и отработку связей с поставщиками, которыми стали "Фордевинд-регата" (Россия), "Ветус" (Голландия), "Катерпиллар" (США). Параллельно готовились новые проекты, велось строительство яхт. Наибольшее достижение 2001 г. — формирование высоко профессионального рабочего коллектива, включающего конструкторов, яхтенных плотников, сварщиков и формовщиков.
В этом году заканчивается строительство следующей усовершенствованной модели моторной яхты "Навигатор-III", проведены успешные ходовые испытания универсального мотосейлера "Скат-27", получен заказ на строительство океанского мотосейлера МТ-37, ведется реставрация исторического катера "Дельфин".
В планах на следующий год — строительство второго мотосейлера МТ-37 и серии круизных мотоботов для заказчиков из Голландии, классической круизной яхты длиной 23 м для Испании, копии исторической яхты "Чудо".
Компания активно развивает и другие виды деятельности — комиссионную продажу, зимнюю стоянку, перевозку яхт. "Мортранс Крафт" была выбрана в качестве дилера такими известными фирмами как "Родман" (Испания), "МакГрегор" (США), "Бавария" (Германия).
Компания сотрудничает с С.-Петербургским речным яхт-клубом профсоюзов и вносит свой посильный вклад в его поддержание как спортивной базы петербургских яхтсменов; наладила связи со строителями катеров и яхт в различных уголках России, обеспечивает комплексную подготовку документации и поставку оборудования лучших европейских фирм ("Ветус", "Хемпель", "Мастервольт", "Евромарин"). Для обмена информацией по вопросам яхтинга между владельцами яхт создано некоммерческое партнерство — "Русский яхт-клуб", в планах которого — переиздание исторической книги о русском парусном спорте, создание яхтенной библиотеки, организация яхтенной выставки и парусных гонок, проведение встреч с известными яхтсменами.
Фирма "Стрингер"
ЗАО "Стрингер" запустило в серию две новые модели моторных лодок, самых крупных в своих типоразмерных категориях.
Замыкают гамму моделей с открытой универсальной компоновкой кокпита "Стрингер-510", а хардтоп "Стрингер-510Р", напротив, открыл новый ряд судов с более обитаемым каютно-рубочным общим расположением. Постоянный переход на более сложную продукцию потребовал пересмотра сложившихся технологий, расширения связей с поставщиками комплектующего оборудования, наконец, организации производства ряда комплектующих собственными силами. Так, на предприятии заработали швейный и механический участки; вступила в строй независимая теплоцентраль.
Лодки с маркой "Стрингер" в этом году впервые были представлены не только на столичных выставках, но и на менее известных, но не менее значимых бот-шоу в Нижнем Новгороде и Геленджике, где, кстати, "Стрингер-510" стал одной из достопримечательностей. В результате география сбыта расширилась за счет Нижнего Поволжья и Черноморского побережья, растет число дилерских представительств.
Команда фирмы с лодкой собственного производства участвовала во втором марафоне жестко-надувных лодок "24 часа Санкт-Петербурга", и, хотя ошибка одного из пилотов и полученные повреждения не позволили ей попасть в число призеров, лодка достойно финишировала.
Хочется надеяться, что российские химики, наконец, наладят производство качественных бесстирольных смол, успешно конкурирующих с известными западными марками, и тогда, разорвав порочный круг "дорогие материалы и комплектация — ограниченный сбыт", удастся снизить цену на лодки из стеклопластика.
Фирма "Курс"
Фирма "Курс" приступила к серийному производству новой модели катера — 5.5-метровой "Омеги", испытания которого прошли в начале декабря 2000 г. По сравнению с опытным образцом были увеличены объемы боковых спонсонов и угол килеватости, что положительно сказалось как на стояночной, так и на ходовой остойчивости. Крены в повороте сведены к минимуму и нейтрализована склонность к дельфинированию. Модернизированная "Омега" успешно прошла ходовые испытания на "Бот-шоу Санкт-Петербург-2001".
Еще одна новинка — рыболовный катер "Шарк", построенный по заказу фирмы "Яхтинг-Россия" на базе алюминиевого корпуса финской фирмы "Сильвер". Открытый катер получил рубку типа "Walkaround", в которой могут заночевать три человека, жесткую крышу и оригинальное тентовое устройство. Весь процесс постройки — от технического задания до спуска на воду на воду экспериментального образца — занял всего 2,5 мес. В настоящее время потяжелевший на 120 кг "Шарк" с 90-сильным 4-тактным "Меркурием" находится в Финляндии, где его испытывают представители фирмы "Сильвер", чтобы выяснить перспективы серийного совместного производства.
Серьезный рестайлинг прошел самый крупный из выпускаемых в России РИБов — 7-метровый "Кальмар" с измененным дизайном хардтопа и конструкцией тентового устройства, более простой, надежной и удобной в эксплуатации. Изменения коснулись мачты и стоек крыши, в результате чего силуэт катера стал более динамичным, а сама конструкция существенно жестче, что позволяет размещать на крыше фактически любое оборудование. Благодаря усовершенствованной форме палубы в кормовой части удалось избавиться от заливания катера через транец и одновременно получить два дополнительных места для сидения с рундуками под ними. С этого года "Кальмар" выпускается с подвесным мотором и со стационарным двигателем и угловой колонкой.
По заказу НИИспецтехники МВД РФ фирма работает над опытным образцом катера с алюминиевым корпусом производства морского завода "Алмаз" на базе "Кальмара". Он оснащен конвертированным двигателем ЗМЗ и водометом финской фирмы "Аламарин-Джет".
В стадии проектирования — рубочный вариант "Омеги" с конструкцией кабины, как на популярной мотолодке "Ладога-2", и катер длиной 6,5 м с модульной схемой организации внутреннего пространства, что позволит выпускать от полностью открытого варианта до семейного "дейкрейсера". Серийное производство "Омеги" с рубкой начнется с середины января 2002 г., а выпуск опытного образца 6.5-метрового катера — летом наступающего года.
Завод "Полярная звезда"
Завод "Полярная звезда" наращивает серийное производство подвесного водометного лодочного мотора "Микроша", спрос на который постоянно растет. И, хотя его выпуск начат всего год назад, уже появились постоянные клиенты и дилеры в разных городах России и странах ближнего зарубежья.
Несмотря на сложности экономического характера, цена на мотор держится уже на протяжении 10 месяцев постоянной — 6600 рублей, а вот во внешнем виде мотора за это время произошли небольшие изменения: форма топливного бака стала изящной, улучшен дизайн внешнего вида. Выявленные в процессе ходовых испытаний "Микроши" недостатки уже устранены: заменена трубка для охлаждения мотора на термостойкую, изменена конструкция колпачка свечи зажигания с целью его герметизации.
Судя по постоянным звонкам с вопросом: "Где можно приобрести мотор "Микроша"?", данная разработка "Полярной звезды" удалась.
"ПКФ Мнев и К"
ООО "ПКФ Мнев и К" динамично развивалось, расширяло сеть дилеров, укрепляло связи со старыми партнерами и в результате продукция на складе не залеживалась. Проанализировав пожелания дилеров на следующий год, руководство приняло решение расширить производство лодок "Мнев".
Еще в январе в серию были запущены в производство две модификации популярной в 2000 г. разборной надувной лодки модели "Кайман": "Кайман N-390" и "Кайман N-400". Первая из них, в том числе и с удобными разборными тентами-палатками, стала лидером продаж.
Получают признание комбинированные лодки RIBs (rigid inflatable boats), производство которых — одно из основных направлений фирмы. К модельному ряду лодок с пластиковым днищем и надувным бортом добавилась скоростная лодка "Кондор CR-480H" в облегченном варианте и варианте DeLuxe (репортаж о ее испытаниях в гонке "24 часа Санкт-Петербурга" — см. в "КиЯ" №177). На этих же гонках была представлена ещё одна новая совместная разработка известного конструктора С. П. Федорко и нашей фирмы — спортивно-прогулочный РИБ длиной 6 м.
Ассортимент РИБов, предлагаемых компанией, постоянно расширяется. В конце октября была испытана модель полужесткой лодки с пластиковым дном длиной 4.3 м, серийный выпуск которой намечен на начало 2002 г. К сезону 2001 г. появилась серия лодок "Кайман RIB" с алюминиевым корпусом и надувным баллоном трёх типоразмеров 3,6; 4,2; 4,5 м. Сейчас это простые и надёжные "рабочие лошадки" выпускаются с палубой из водостойкой фанеры, на них предусмотрена возможность установки дистанционного управления. К следующему сезону планируется выпуск таких лодок с пластиковой палубой и мебелью в исполнении DeLuxe.
Ещё одно из перспективных направлений фирмы — малый амфибийный катер на воздушной подушке (МАКВП). Он существенно доработан и уже выпускается небольшими партиями. Сегодня получено четыре патента на изобретение в процессе разработки данной модели МАКВП. Желающих приобрести его гораздо больше, чем фирма может выпустить на данный момент, но работы в этом направлении активно ведутся.
В августе 2001 г. фирма получила сертификат соответствия качества стандарту ИСО 9001.
Компания "Бриг"
Продукцию компании "Brig" на завершившемся бот-шоу в Дюссельдорфе представлял ее дистрибьютор в Центральной Европе — фирма "Volvo-Penta Central Europe".
Было показано девять моделей лодок "Brig", в том числе удивительную T600GL. По мнению специалистов, лодка поражает совершенно особым дизайном, поэтому она была продана на второй день выставки. Цена лодки — 35 000 DM.
По результатам тестирования 11 моделей лодок в качестве яхтенного тендера длиной 230-240 см девяти фирм-производителей (см. журнал "Yacht", 2001, №2, стр. 102-108) лодка "Dingo 240W" была признана одной из лучших и рекомендована владельцам яхт для использования в качестве тендера.
Фирма "Фрегат"
Фирма "Фрегат" с начала года увеличила выпуск надувных лодок вдвое, значительно расширив их модельный ряд. На конец летнего сезона в ассортименте фирмы было уже более 15 моделей. Освоено производство лодок из современных материалов PVC моделей M-340F, M-380F, M-420F с фальшбортом и носовым фартуком. Повышенный комфорт и удобство в эксплуатации сделали эти лодки настоящим хитом сезона. Подтверждением этого явилось присуждение 1-го места на осенней выставке "Рыболовный и охотничий рай", где на конкурс была представлена модель M-340F, оборудованная тентом, а также кубка "За самые лучшие лодки".
Большой интерес у покупателей вызвала также новая модель лодки массового спроса М-280Э катамаранного типа. При небольшой массе (около 20 кг) она глиссирует с одним водителем под мотором в 3 л.с. Модель оснащена жестким транцем и носовым фартуком, что исключает ее забрызгивание при высоте волны до 0,25 м. Выполнена из современных материалов и имеет такие же гарантии, что и более дорогие модели. Это позволяет надеяться, что при розничной цене в 300 USD, лодка заменит на рынке "Орионы" и "Караидели" изготовляемые из морально устаревших резиновых тканей, к тому же имеющие значительно меньшие сроки эксплуатации.
Продолжается работа над улучшением характеристик и расширением модельного ряда лодок с жестким стеклопластиковым корпусом и надувными бортами. Так, лодка М-420 RIB выпускается в стандартном варианте под мотор с ручным управлением и в варианте "люкс" с дополнительной рулевой консолью и сиденьем кресельного типа, а также с фальшбортом и носовым фартуком. В настоящее время лодка единственная в России в своем классе оснащена съемным надувным баллоном, что позволяет перевозить ее на верхнем багажнике автомобиля или обычном прицепе, улучшает ремонтопригодность и повышает удобство в эксплуатации. Кстати в рамках супертеста надувных лодок редакцией был испытан и новый "М-420 RIB" (см. будущий "КиЯ" №179).
Намечен выпуск модели М-380 RIB на базе модели М-420 RIB под мотор до 25 л.с. и общей массой всего в 65-70 кг. Продолжились испытания и опытная эксплуатация тримарана М-550, драйв-тест которого проводил журнал (см. "КиЯ", №177). К следующему сезону будут проведены все необходимые доработки, и модель обретет статус серийного образца.
Предприятие стремится заменить импортные комплектующие собственными, и на сегодня мы закупаем за рубежом только ткань PVC и клапаны для накачки лодки. Все это позволило снизить цены на ряд моделей лодок при одновременном повышении их качества.
Фирма"Лидер"
ООО "Лидер" — молодая и динамично развивающаяся фирма, основанная в 1998 г. — выпускает надувные гребные лодки и катера различных моделей, а также чехлы и тенты для судов, различное оборудование. К уже существующим ранее 15 моделям прибавились две новые — разборная лодка "Лидер-360" и принципиально новая модель RIB "Лидер-370" (со стеклопластиковым днищем), которая заняла первое место в соревнованиях на состоявшейся 4-й Международной выставке "Бот-шоу Санкт-Петербург-2001".
За прошедший год специалисты нашей компании разработали и запустили в производство новые уключины современного дизайна. Ведется разработка и других комплектующих, которые сегодня еще приобретаются за рубежом.
Главный принцип фирмы — выпускать основную продукцию с комплектующими собственного производства.
Продукция фирмы "Лидер" была представлена на двух московских выставках "MIBS 2001" и "Рыболовный и охотничий рай", а также Санкт-Петербурской выставке и получила высокую оценку специалистов и покупателей. На "MIBS 2001" фирме вручен почетный диплом, она признана лучшей по соотношению цены и качества своей продукции. Компания выполнила эксклюзивный заказ для "Петро-Альянса" — одного из подразделений широко известной компании "Лукойл": разработала катер для разведывательных работ по нефтедобыче в Каспийском море на базе стандартной модели "Лидер 500". Благодаря специальной конструкции он удовлетворяет всем требования для работ в сложных морских условиях.
Разработка новой лодки 450-470 на базе 360. Собственное производство носовых сумок и проектирование матриц и болванов для пластикового производства. Они имеют самый мощный профиль (стрингер) из российских производителей — 3 мм.
Проявленный в последнее время интерес со стороны западных компаний к продукции фирмы побудил нас начать подготовку к ее сертификации по стандарту ИСО Российского Морского регистра судоходства.
Компания "Миллон"
Компания "Миллон" поставляет на российский рынок товар мирового класса и качества по низким ценам. В этом и заключается наша политика. Мы размещаем свои заказы у таких известных компаний, как "Sevlor" (США), "Phoenix" (Южная Корея, где также находится компания "Kia Motors"), а также работаем совместно с "Маркор", "Тритон", "Апико" и др. (Россия). "Миллон" открыта для сотрудничества с теми, кто "созидает, чтобы процветать".
С южно-корейской фирмой "Phoenix" мы реализуем проект по производству лодок мирового класса "Korsar". В этом году полностью удовлетворить спрос на эти лодки не удалось, но, тем не менее, мы ввели дополнительную услугу — продажу лодок по предоплате. Компания стала практиковать и обмен лодок "Korsar". Так был открыт вторичный рынок надувных лодок, где одни клиенты могут обменять свой "Korsar" на лодку большего размера, другие — купить подержанную за меньшую стоимость. Клиентов, готовых купить подержанную лодку "Korsar", оказалось больше, чем тех, кто хочет продать, что говорит о качестве нашей продукции. Поэтому мы объявили о покупке своих лодок "Korsar".
Что не удалось в этом году. Не удалось принять участие в гонках "24 часа Санкт-Петербурга", поскольку не производили РИБы, но планируем их выпуск в 2002 г., а значит будем участвовать в гонках. Не удалось провести тест лодок "Korsar" на Лосевских порогах, но не по нашей вине. Думается, это неправильно: тесты надо проводить в экстремальных условиях, чтобы определить запас прочности изделия.
Удалось ввести сервисную услугу по хранению и предсезонной подготовке лодок клиентов, спроектировать и испытать парус для надувных лодок, а также тент для них. Кроме того, сняли и записали на видеокассеты два фильма: первый — "600 километров на надувной лодке "Korsar", — о походе на двух надувных лодках от С.-Петербурга до острова Валаам и обратно; второй — "По Лосевским порогам на надувной лодке с мотором" — об использовании надувных лодок в экстремальных ситуациях. Любую из кассет мы высылаем бесплатно по России, стоит только позвонить и назвать адрес.
В наступающем году планируем открыть водную стоянку на Фонтанке, чтобы клиенты могли выбирать и опробовать лодки прямо на воде в центре города, а также наладить прокат лодок и моторов. Собираемся экспортировать наши лодки.
Что пожелаем? Всем успеха и процветания.
Компания "Меркурий — НИИ ТМ"
Компания "Меркурий — НИИ ТМ" еще в апреле подписала договор с заводом "Marine Power Europe, Inc." — производителем моторов Mercury и стала официальным дистрибьютором по Северо-Западному региону России, где за прошедший сезон удалось создать и активную дилерскую сеть. Сегодня офисы официальных дилеров "Mercury" находятся в Санкт-Петербурге, Луге, Калининграде, Мурманске, Петрозаводске, Пскове, Череповце. Ведется поиск новых контактов в других регионах, в частности в Архангельской и Новгородской областях. Политика компании "Меркурий — НИИ ТМ" — предоставление полного комплекса услуг клиентам. В этой связи разрабатываются проекты по открытию сервисных центров в регионах. В частности, уже сейчас работает такой центр в Мурманске, планируется открытие еще одного в Пскове.
Общее количество моторов марки "Mercury", проданных в Северо-Западном регионе официальными дилерами с апреля по октябрь составило около 400 шт., причем около 90% из них — двухтактные моторы.
Хитом сезона 2001 г. стал мотор "Mercury-15M". Популярностью пользовались и моторы малой мощности — 2.5 и 3.3 л.с. Около 40 моторов "Mercury-25" было продано с сертификатом Регистра Морского судоходства и несколько моторов "Mercury" мощностью 200 и 225 л.с., что является для Северо-Запада редкостью.
В 2002 г. компания намерена предложить моторы нового поколения: "Mercury OptiMax". В середине ноября 2001 г. механики "Меркурий — НИИ ТМ" прошли курсы по обслуживанию этих моторов, и теперь клиенты в любой момент смогут получить квалифицированную консультацию по любому вопросу, связанному с этими высокотехнологичными разработками компании "Mercury Marine".
Учитывая возросшую в 2001 г. долю стационарных двигателей "Mercury MerCruiser", наша фирма стала уделять больше внимания этому сегменту рынка, в том числе сбору и обработке информации об обслуживании моторов "MerCruiser" и собственно их ремонту.
ОАО "Ярославрезинотехника"
ОАО "Ярославрезинотехника" (ЯРТ) за текущий год освоило производство РИБов. Новая лодка "Орион-60-Спорт" рассчитана под мотор мощностью до 60 л.с. С 2002 г. ЯРТ начинает выпуск малых серий этих лодок. Для предприятия это означает выход на новые рынки с продукцией более высокого технического уровня.
Новая лодка снабжена консолью рулевого управления, ветрозащитным козырьком, пластиковым сиденьем во всю ширину, а также надувным баллоном, который может служить дополнительным сиденьем. Пассажировместимость лодки — 6 чел., грузоподъемность — 800 кг, длина — 4700 мм, ширина — 2200 мм. Лодка пригодна как для занятий спортом и обслуживания соревнований, так и для отдыха, туризма, общепромышленного использования.
Подготовлена и одобрена вся документация по надувной спасательной шлюпке "Орион-30С" на соответствие требованиям Российского Морского Регистра судоходства, под надзором которого планируется в следующем году начать испытания на получение сертификата типового одобрения.
Модернизирована шлюпка для МЧС "Орион-40" всего модельного ряда, теперь на все лодки устанавливаются: новые шайбы леера со скрытым узлом; уключины улучшенного дизайна с ребрами жесткости; клапаны ручной закрутки, соответствующие международным стандартам. Лодки комплектуются веслами с пластиковыми лопастью и ручкой, а также мехом с пластиковыми створками.
Совершенствуются качественные характеристики лодки, прежде всего из ПВХ ткани, их внешний вид и дизайн.
Продолжается сертификация лодок на соответствие требованиям международного стандарта ISO/DIS-6185-1. На данном этапе выполнены требования к их конструктивному исполнению и герметичности. Ведется работа над озоностойкостью ткани и ее стойкостью к соленой воде. Сертификация будет закончена в 2002 г. Это позволит предприятию развивать внешнеэкономическую деятельность и вести более активные продажи лодок за рубеж.
В уходящем году ЯРТ принимало участие в выставках по лодочной тематике "Охота и рыболовство на Руси", "Спорт и отдых-осень 2001 г." (Москва), "СпортСиб.ТурСиб" (Новосибирск).
ОАО"Волжские моторы"
Прошедший год для ульяновцев был тяжелым. Завод работал на неполную мощность, иногда 3-4 дня в неделю. Месячная программа составляла в среднем 400 моторов, причем приблизительно поровну "восьмых" и "двенадцатых" "Ветерков". Принципиальных усовершенствований в конструкции моторов не произошло. Из реальных близких нововведений — изменение конструкции стартера с нижним запуском.
Реальная емкость рынка, как предполагают специалисты завода, составляет сейчас около 5-6 тыс. штук. Один из новых владельцев ОАО "Волжские моторы" — нижегородский ГАЗ — считает, что "хоронить" производство лодочных моторов никак нельзя. Более того, его надо расширять, но за счет увеличения мощностного ряда от 4 до 15-20 л.с. и резкого улучшения качества.
Консорциум "Yamaran"
Производство надувных моторно-гребных лодок "Yamaran" началось в России в 2001 г. Лодки изготавливаются компанией "Мнев и К" по заказу и под контролем международного консорциума "Yamaran" в соответствии с международными стандартами качества, предъявляемыми корпорацией "Yamaha Motor" к товарам, рекомендуемым для продажи в официальной дилерской сети. Одновременно с началом производства создана система поддержки и продвижения торговой марки "Yamaran" в России.
В 2001 г. "фирменная" водно-моторная команда "Yamaran" выиграла ряд престижных соревнований, в том числе кубок "КиЯ" и Открытый кубок России "24 часа Санкт-Петербурга" в классе PR-1500.
Дебют торговой марки "Yamaran" в России оказался чрезвычайно успешным. В планах на 2002 г. — дальнейшее наращивание объемов производства, запуск в серию новых модификаций лодок, расширение и совершенствование системы дистрибьюции.