Тут выяснилось, что яхта должна стать еще и трейлерной. Но рука не поднялась уродовать подводную часть, поэтому, нагло стиснув шпангоуты максимальной ширины двумя плоскостями до автогабарита, я выдал корпус, известный ныне как проект "Алекстар 25".
Алекстар 767 "Ураган"
Длина, м | 7.67 |
Ширина, м | 2.49 |
Осадка, м | 2.0 |
Гоночное водоизм., кг | 1150 |
Бульбкиль, кг | 360 |
Обмерные параметры парусов, мм: | |
Р | 9300 |
Е | 3950 |
J | 2930 |
1 | 8150 |
Пл. парусности, м2 | 40 (RSAT) |
Грот, м2 | 27 |
Стаксель, м2 | 13 |
Бушприт, мм | 2010 |
Спинакер, м2 | 56 |
Спальных мест | 4-5 |
Вода, л | 40 |
Мотор подвесной, л.с. | 5 |
Когда через несколько лет появился заказчик, пожелавший иметь действительно гоночную лодку в 25 футов, мы решили использовать ту самую, оставшуюся неприкосновенной подводную часть 25-го ULDB.
Для меня это была приятная работа, увлекавшая тем, что предстояло создать скоростную яхту класса "Open". Мы подняли все свои наработки и решили "оттянуться по полной" на этой лодке, не ограничивая себя в свободе выбора решений. "Скорость давай!" — был девиз заказчика. Когда мы в первый раз вынули из термостата ярко-желтую скорлупу корпуса, кто-то произнес: "Не лодка, а ураган!" Название и закрепилось за проектом, хотя официально модель значилась как "Алекстар 767".
При проектирования была поставлена задача создать спортивное судно открытого моря:
- соответствующее Правилам безопасности ORC;
- сбалансированное по курсовой ходкости;
- конкурирующее по скорости с лучшими зарубежными аналогами;
- с энерговооруженностью не хуже RSAT = 40 м2;
- с разгонной характеристикой Sa/Dspl2/3 не менее 35—37.
Для решения поставленных задач было решено понизить борт, доведя компромисс между весовыми и мореходными характеристиками корпуса до разумного. Силовой набор спроектировали по хорошо зарекомендовавшей себя схеме Х-образной рамы с мощными косым и прямым шпангоутами, воспринимающими действующие нагрузки Р (рис. 1).
Учитывая собственный опыт и ближайшие аналоги, применили рангоут типа B&R. У него основная нагрузка от штага и спинакера приходится на топванты, развернутые на 25-30° к поперечной плоскости мачты. Преимущества — отсутствие бакштагов, чекстеев и ахтерштага — реализуются только на очень жестких корпусах, способных выдержать повышенные усилия, которые передаются стоячим такелажем. Весь рангоут изготовлен из углепластика с заданными весовыми характеристиками. Верхушка мачты стеклопластиковая, что позволяет эффективно сбрасывать заднюю шкаторину полного грота при порывах ветра до 12 м/с. По расчетам, нагрузки на наветренные ванты составляли до 3 т, а на штаг до 650 кг. Так как заказчик не предъявлял особых требований к обитаемости, было решено компенсировать эти усилия деталями внутреннего каркаса из углепластиковых труб горячего отверждения, способных выдержать гораздо более высокие усилия на сжатие (рис. 2).
В итоге оболочка корпуса стала просто обтекателем жесткого углепластикового каркаса, несущего основные нагрузки. Она выполнена в матрице от "Алекстар 25" методом вакуумного прессования пенопластов типа Airex и Divincell, палуба собрана из заранее отформованных сэндвичевых панелей.
Особое внимание было уделено сбалансированности характеристик курсовой ходкости. Чтобы преодолеть известную проблему современных ULDB (некоторую лавировочную "туповатость"), потребовалось оригинальное решение — в качестве киля использовать длинный плавник S-образного профиля NACA 0063 с хордой 500 мм и бульбом. Киль сделали для перевозки яхты на обычном трейлере. Крыло наклонили вперед на угол в 5°, который частично компенсирует эффект волнообразования на стыке корпуса с плавником, и в результате поток подходит по нормали к передней кромке профиля, обеспечивая наивысшую подъемную силу.
В итоге удалось добиться значения лавировочного угла в 80° со скоростью хода в 6,5 уз на волнении до 1 м при весе экипажа в 380 кг. Достижение приемлемого хода в крутой бейдевинд послужило весомым дополнением к высоким ходовым характеристикам на полных курсах. При бризе в 8 м/с наивысшие значения скорости достигаются в бейдевинд при TW 48°2 и в бакштаг при TW 160°. Сложилась некая эмпирическая закономерность: скорость (в уз) лодки в бакштаг равна скорости AW (в м/с) минус 1. В связи с этим рулевому пришлось отучаться "ловить" передний склон волны и искать ложбинки между волнами по курсу, так как лодка легко догоняла ветровые волны и врезалась в их "спину".
Яхта имеет два выдвижных руля кинжального типа, наклоненных под углом 12° к вертикальной оси. Регулировка погружения рулей позволяет точно настраивать лодку и снижает сопротивление. Рулевые тяги — авиационного типа с нержавеющими шаровыми шарнирами, их рабочая нагрузка 800 кг. При изготовлении корпуса для удешевления проекта мы старались применить максимальное количество деталей серийного производства. Так, рубка и детали внутренней обстройки — от "Алекстар 18", мачта, гик, бушприт, рулевые коробки и перья — от "Алекстар 25TR".
Первоначальный вес "сухого" корпуса с килем составил 810 кг. В ходе первого обмера готовой яхты с измерением реального Rm было установлено, что некоторые обмерные параметры приводят к запредельным значениям гоночного балла по RS2000.
И первый же опыт соревнований, в которых яхта, получившая название "Скорпион", приняла участие, показал, что необходимо внести коррективы в конструкцию (для "работы с баллом"). Так, общий вес яхты увеличили до 1150 кг. Отказались от большого топового спинакера, не сильно влиявшего на ходовые качества на полных курсах. Без изменения общей аэродинамической тяги грота были уменьшены параметры Р и Е.
Яхта приняла участие в "Кубке Онеги", но, по досадному недоразумению, в мерительное свидетельство были вписаны старые обмерные величины, в результате -гигантский балл, о котором экипаж узнал только по завершении третьей гонки.
На этих соревнованиях экипаж и разработчик провели достаточно точные инструментальные замеры ходкости при различных условиях (от штиля до ветра в 16 м/с) и проанализировали полученный опыт. В целом, расчетные параметры ходкости подтвердились, что позволяет надеяться на призовые места и в международных соревнованиях.
Примечания
1. ULDB (Ultra Light Displacement Boat) - парусные яхты, у которых соотношение Lwl/Dspl1/3 больше 5,2.
2. TW - вымпельный ветер, AW - истинный ветер.