Когда речь заходит о трансокеанских парусных гонках, будь то соревнования яхтсменов-однночек или яхт с полными экипажами, говорят не только о победителях, но и о спонсорах, вложивших не один миллион долларов в постройку и снаряжение той или иной яхты, экипировку ее экипажа. Участие в таких соревнованиях без спонсорской поддержки для большинства яхтсменов, не обремененных мировой известностью, дело практически невозможное.
Оригинальное решение проблемы недавно предложили известные американские яхтенные конструкторы, основатели «Института проектирования яхт» Тед Бревер и Джим Бете. Оба — опытные яхтсмены, участники многих океанских гонок. О Джиме Бетсе, например, известно, что из своих 63 лет не менее 35 он провел за рулем яхт разных классов.
Эти два американца предложили проводить соревнования на «больших» океанских трассах, таких как через Атлантику или из Лос-Анджелеса до Гонолулу, на совсем крошечных судах. «SO-DU-IT!» — так они назвали новый класс микро-яхт. Первый слог названия образован от слова Solo — т. е. соло, второй — Duo — т. е. дуэт; таким образом обозначается пригодность яхты для гонок с экипажем одни или два человека. Последний слог IT — окончание, превращающее название в законченное слово.
Длину корпуса предлагается ограничить 14 футами (4,27 м), наибольшую ширину — шестью футами (1,8 м); лавировочную парусность — величиной 11,1 м2. Полное водоизмещение такой яхточки, включая вес одного человека н соответствующее снаряжение, составит всего 450 кг.
Сверхмалые размерения совсем не обязательно связаны с представлением о малой мореходности и нарушении всех правил безопасности плавания. Известно немало примеров успешных трансокеанских переходов на яхтах столь малых размеров. Да, такие яхты не могли порадовать своих капитанов скоростью, но тем не менее упорно пробивались к цели сквозь многометровые океанские волны и штилевые зоны.
Об одном из таких плаваний, совершенном через Атлантику американцем — учителем Джерри Списсом на самодельной 10-футовой яхточке «Янки Гёрл», рассказывалось в «КиЯ» №111 и №112. Известно, что через два года на той же яхточке он пересек и Тихий океан, чем обеспечил себе место на страницах Книги Рекордов Гиннесса. Такой же чести удостоился и австралиец Серж Теста: в 1984—1987 гг. он совершил кругосветное плавание на яхточке «Акрок Аустралис», имевшей длину всего 11 футов 11 дюймов (см. «КиЯ» №156)...
Вернемся, однако, к проекту яхточки класса «SO-DU-IT!», предложенному Бревером и Бетсом. Конструкторы снабдили ее высокими бортами, продолжением которых служат комингсы надстройки и кокпита. Благодаря этому лодка обладает высокой остойчивостью на больших углах крена. Тяжелый бульбкиль возвращает ее в прямое положение, если даже суденышко будет положено парусами на воду или опрокинуто вверх дном. Если вода проникнет внутрь корпуса — через пробоину или сорванные крышки люков, яхта не утонет: ее удержат на плаву объемистые блоки пенопласта, вклеенные внутри у форштевня и транца.
В отличне от крупных яхт, рулевой располагается не на палубе, а в кокпите, хорошо защищенном высокими комингсами. Ни при каких обстоятельствах ему не нужно выходить наверх — на крышу надстройки. Для работы с плавучим якорем или парусом предусмотрен форлюк. В штормовую погоду, когда лодка уже не сможет идти вперед под углом к ветру, рулевой отдаст плавучий якорь н будет дрейфовать под одним рангоутом, расположившись в наглухо задраенной каюте. Пенистые гребни волн будут перекатываться через «зализанную» надстройку, не встречая особого сопротивления н не разрушая корпус.
Яхточка имеет стаксельное вооружение — оснащена двойным парусом, который ставится на штаге — единственной снасти стоячего такелажа, поддерживающей слегка наклоненную в нос А-образную мачту, установленную на транце. На попутных курсах такой парус раскрывается «бабочкой», благодаря чему его рабочая площадь увеличивается вдвое. Управление парусом упрощается благодаря отсутствию гика и применению устройства для закрутки стакселя вокруг штага в свежий ветер.
Оборудование в каютке, высота в которой около 1,22 м, поистине спартанское. Ведь помимо снаряжения, необходимого для длительной нормальной эксплуатации яхты, здесь нужно разместить около 75 кг продовольствия и воду для плавания в течение 6 недель плюс аварийный запас продуктов еще на две недели — таковы правила класса «SO-DU-IT!». Все это должно иметь свое определенное место и надежно фиксироваться в закрытых рундуках, под койками и в шкафах на случай опрокидывания яхты. Обязательно наличие компактного ручного опреснителя морской воды, работающего на принципе осмоса — диффузии солевого раствора, каким является забортная вода, через тонкую диафрагму (краткое описание такого опреснителя см. в №138 «КиЯ»). Для плавания по внутренним водам предусматривается «химический» туалет типа выносного ведра с дезинфицирующим веществом
Помимо компаса и карт яхта должна снабжаться приемником «Глобальной навигационной системы» GPS, показывающей на дисплее текущие координаты, курс и скорость яхты. Напомним, что в настоящее время за рубежом доступны приемники GPS, габариты которых сравнимы с карманными калькуляторами, а точность определения координат находится в пределах 18—50 м Другое обязательное электронное устройство — авторулевой, воздействующий на румпель и удерживающий яхту на выбранном курсе без участия человека.
Чтобы яхточка была более заметной в океане, ее палуба должна быть окрашена в оранжевый цвет; оранжевые же полосы наносят попеременно с белыми на парусе. Для опознавания яхты, участвующей в гонках, на обоих бортах наносится большой регистрационный номер, а вдоль борта — полоса «национального» цвета (голубой — для яхты из США, зеленый — Англии, красный — Италии, серебристый — Германии и т.п.). На мачте закрепляется пассивный радиолокационный отражатель — все это меры, обеспечивающие безопасность плавания в океане. Предписывается также иметь на борту УКВ радиостанцию для связи с самолетами и проходящими судами.
Каждая лодка, участвующая в гонках, должна иметь готовый к немедленному действию подвесной мотор мощностью 3 л. с., который устанавливается в специальном колодце у транца, и 20-литровую канистру с топливом.
Уже в прошлом году Бревер и Бете организовали производство серийных микро-яхт нового класса с корпусами из стеклопластика. Будущему владельцу предоставляется возможность приобрести как полностью готовое судно, так и корпус без внутреннего оборудования, которое можно сделать самому с учетом своего опыта, индивидуальных особенностей и привычек. Разработаны чертежи и для полностью самостоятельной постройки яхты с корпусом, выклеиваемым в несколько слоев из полос шпона.
Владельцем лодки под № 1 стал сам Джим Бете, полный оптимизма — уверенный в популярности нового класса среди серьезных яхтсменов «голубой воды». В его ближайших планах организация гонок на «SO-DU-IT!» через Атлантику — из Нью-Йорка до Фалмута (по расчетам она займет около 5 недель), а затем из Калифорнии на Гавайские острова. К месту старта очередных соревнований лодки можно будет доставлять на палубе попутного теплохода и в Кузове грузовой автомашины. Чтобы снять бульбкиль для удобства перевозки, достаточно отдать 4 болта.
В качестве тренировочного соревнования предполагается устроить серию 24-часовых гонок на маршруте Нью-Йорк — Бермудские острова Яхты будут стартовать ровно в полдень, чтобы в полдень следующего дня финишировать в определенной по GPS точке. Первая яхта, пришедшая в эту точку, принимает финиш остальных, после чего дается общий старт следующему 24-часовому этапу. Так что устроителям соревнований не потребуются средства на оплату мореходного судейского судна, жюри н компьютеров, а главное — большинству участников не нужно будет искать спонсоров. Острота же спортивной борьбы, несмотря на малые размеры яхточек и их сравнительно невысокую скорость, можно быть уверенным, нисколько не уменьшится.