В начале века Российское общество спасания на водах объявило конкурс на разработку проекта "прогулочной шлюпки". Победил в нем инженер А. П. Фан-дер-Флит. Дощатая лодка, построенная по его проекту, легко шла под веслами, была остойчива, имела удобные размерения. Она быстро обрела популярность, а в народе получила нарицательное имя — "фофан".
В течение многих десятилетий у причалов лодочных станций, домов отдыха, турбаз всегда можно было увидеть эту привычную гребную деревянную лодку. Использование "фофанов" было разнообразно: это и спасательная служба, и туризм и, конечно, прогулки, спортивный лов рыбы. Многим она помогла сделать "первые шаги" на воде. Часто в такую лодку садились люди, которые не умели грести, не имели никакого представления об остойчивости. Нередко на веслах можно было увидеть детей. Поэтому так важно, что она была и безопасной, и легкой на ходу, и простой в управлении.
Когда у нас возникла идея сделать стеклопластиковый "фофан", встал вопрос — где найти "оригинал"? После долгих поисков на задворках одной питерской гребной базы нашли полусгнившую лодку, очень похожую на "фофан". Сверили с теоретическими чертежами — она! Пришлось немало повозиться с ее восстановлением. Единственное изменение, которое мы внесли для удобства формования — это уменьшили количество уступов, имевшихся на пазах клинкерной ("кромка на кромку") обшивки.
В целом лодка соответствует теоретическим чертежам Фан-дер-Флита. так что можно сказать — мы выполнили свою задачу.
Первый опытный образец испытывался на Вуоксе во время проведения водного фестиваля в июне 1996 года. Лодка показала себя как отменный ходок на веслах. В ней свободно поместились четверо взрослых и ребенок. Испытания показали и возможность безопасного использования подвесного мотора мощностью 3.5 л.с. (испытания проходили с мотором "Маринер-3.5").
После этого возникла новая идея — сделать наш "фофан" парусным. Мы остановились на гафельном вооружении с общей площадью парусности около шести кв. метров. Пришлось, соответственно, несколько изменить и вид самого "фофана". На лодке появилась носовая "палуба", швертовый колодец для кинжального шверта. дополнительные отсеки плавучести по бортам. Для крепления штага и несения стакселя на палубу уложили бушприт. К тому времени, когда толшипы — участники регаты "Катти Сарк" — зашли в воды Невы, наш маленький парусник был готов, и мы решили показать его в деле. Испытания показали отличные ходовые качества нового мини-парусника, нормальную его остойчивость, стабильность на курсе, управляемость. Для семейного отдыха - лучше нет!
Осенью, во время проведения флотских соревнований по морскому многоборью на шестивесельных ялах, военные моряки по достоинству оценили наш парусно-гребной "фофан". И определили его новое назначение: использование для подготовки юных моряков. Наш "фофан" значительно легче (на 500 кг) и гораздо проще в управлении, чем громоздкий ял.
Уже в этом году планируется проведение детских соревнований на парусных "фофанах" (на базе 55-го яхт-клуба ВМФ) А осенью мы хотим провести открытые соревнования — потешные матчевые гонки на Неве, в которых смогут принять участие все желающие: лодки будут предоставлены фирмой-изготовителем "Арт-Марин".
Разработан нами и специальный вариант для охотников и рыболовов, которым частенько приходится сталкиваться с непогодой. От обычного "фофана" этот охотничий вариант отличается тем, что на нем имеется носовая "рубка-убежище" со спальным местом для двух человек.
Первая навигация стеклопластикового "фофана" показала его многофункциональность и безопасность. Он может быть хорошей прокатной лодкой на гребных и охотничьих базах.
Мы благодарим всех, кто помог возродить незаслуженно забытую народную лодку Фан-дер-Флита!