Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 3,8 |
Ширина наибольшая по верху бортов, м | 1,32 |
Ширина по днищу, м | 0,90 |
Высота борта на миделе, м | 0,38 |
Вместимость, чел. | 3 |
Полезная грузоподъемность, кг | 220 |
Допускаемая мощность подвесного мотора, л. с. | 8 |
Корпус обшивается фанерой толщиной 6 мм. Проект лодки разработан инж. Л. Г. Махаринским и В. А. Шориным. |
Постройка корпуса велась традиционным способом — вверх килем. Отклонение от чертежей было только одно — длина корпуса уменьшена с 3,8 м до 3,5 м. Это было обусловлено размерами помещения, где строилась лодка. Для обшивки применялась фанера толщиной 3 мм с последующей герметизацией всех стыков лентой из стеклоткани на эпоксидном клее. От оклейки всего корпуса я отказался, так как лодка хранится на берегу. Вес корпуса получился всего 50 кг.
Ходовые испытания превзошли мои ожидания. Лодка оказалась легка на веслах, под двухсильным «Спутником» с двумя человеками на борту она развивает скорость 9—10 км/ч, с одним человеком — 12—13 км/ч, причем при перемещении водителя к миделю скорость возрастает примерно до 15 км/ч и лодка выходит на полуглиссирующий режим. Для предотвращения прорыва воздуха к винту пришлось поставить более широкую анти-кавитационную плиту и удлинить румпель.
При подходе к берегу «джонбот» более удобен, чем традиционные моторки с острым носом — лодка устойчиво стоит на грунте носовой частью; вытащить ее на берег может один человек. Благодаря малой осадке — 10—15 см в грузу, на лодке можно вплотную подходить к сильно обмелевшему берегу, пробираться через заросшие водорослями плавни. В лодке без каких-либо неудобств размещаются три рыболова.
При ходе против волны удары в плоское днище становятся ощутимыми уже при высоте волны 0,3 м, зато «джонбот» легко отыгрывается даже при полуметровой попутной волне. Правда, бывает, что она втыкается иногда носом в гребень волны, которую догоняет. В надежности и практичности нашего «джонбота» мы смогли убедиться в 120-километровом походе по Днепродзержинскому водохранилищу. С двумя человеками на борту и с грузом 150 кг под «Спутником» скорость составила 7—7,5 км/ч.
Выявились и некоторые недостатки. Трех наружных продольных реданов без внутреннего набора оказалось недостаточно для обеспечения прочности — дубовая 3-миллиметровая фанера прогибалась под ногами пассажира весом 60 кг. Мы сделали решетчатый пайол, который одновременно укрепил весь корпус лодки. И все же, если есть возможность, днище лучше обшить фанерой толщиной 5—6 мм. В особенности это важно в носовой части, которая подвергается износу при подходах к берегу и неожиданным ударам.
Проанализировав все достоинства и недостатки, я могу смело рекомендовать «джонбот» как универсальную лодку для широкого круга любителей отдыха на воде. Сравнительно небольшие затраты денег и труда с лихвой окупятся.