Устойчивость мотолодки на курсе является одним из основных требований безопасности движения. Лодка не должна изменять курса даже в том случае, когда по каким-либо причинам водитель вынужден временно выпустить из рук штурвал.
На мотолодке «Прогресс-2» валик штурвала вращается настолько свободно, что на малых оборотах мотора на холостом ходу он стучит в такт вибрации мотора. При такой конструкции данного узла ни о какой устойчивости на курсе не может быть и речи.
Мною изготовлено и испытано в течение многих навигаций простое и надежное в эксплуатации устройство, позволяющее регулировать силы трения в рулевом управлении, благодаря чему облегчается удержание лодки на курсе. Для его изготовления нужно вырезать из дюралюминиевого листа средней твердости фигурную пластину, отогнуть на 90° (все в одну сторону) лапки На стержне ∅30 мм, или прямо на валике рулевого колеса согнуть пластину, как показано на эскизе. Сняв верхний подшипник рулевой колонки, вместо него на валик поставить подготовленную пластину лепестками вниз. Валик обернуть полоской кожи или пластиката размером 60X95 и стянуть пластину болтом М8 с гайкой до положения, когда лепестки перекроют отверстия для болтов в переднем щитке лодки. Затем разметить по месту отверстия в лепестках под болты М6 для крепления к передней панели.
С наружной стороны одного из закругленных концов пластины приклепать стальную пластинку и нарезать в ее отверстии резьбу М8 для регулирующего винта.
Приспособление надевается на валик штурвала, крепится к передней панели болтами М6 и стягивается болтом М8 с пластмассовым маховичком. Трение зажима рулевого валика можно изменять в зависимости от условий плавания.