Электронное зажигание для «Москвы-12,5»
Хочу сделать и установить на моторе «Москва-12,5» более надежную систему зажигания, подобную той, какая применяется на моторах «Ветерок». В связи с этим возникли следующие вопросы:
- 1. Можно ли установить на двигателе «Москва-12,5» электронную систему зажигания?
- 2. Какие работы на двигателе необходимо для этого сделать?
- 3. Где можно получить схему электрических соединений системы зажигания и спецификацию входящих в нее элементов?
Для мотора «Москва-12,5» можно применить систему ЭСЗ, которой комплектуются моторы «Ветерок» последних лет выпуска. Электрическая схема блока этой ЭСЗ и схема соединений опубликованы в статье «Ветерок» — проверка системы зажигания» («КиЯ» №98); параметры катушки зажигания — в «КиЯ» №105. Для самостоятельного изготовления можно воспользоваться описанием ЭСЗ, выполненной на базе магнето МЛ-10-2с (ПМ «Ветерок» и «Москва»), которое опубликовано в «КиЯ» №79.
Рекомендуемые схемы требуют обязательной замены маховика «Москвы», который имеет один магнит, на маховик «Ветерка» с тремя магнитами. Посадочные места маховиков одинаковы.
Катушка зажигания и освещения «Ветерка-12Э»
Прошу сообщить обмоточные данные катушки зажигания электронного магдино МБЭ-1 мотора «Ветерок-12Э», имеющей управляющую и накопительную обмотки.
Сообщите также данные катушки освещения и подскажите, где можно приобрести вышеупомянутые катушки и магнето МЛ-10-2с.
Данные системы зажигания «Ветерка-12Э» приведены в «КиЯ» №105.
Контактное магнето МЛ-10-2с, которым комплектовались моторы «Ветерок» выпуска до 1978 г., и отдельно катушки электронного магдино в торговую сеть не поступают. Магдино МБЭ-1 в сборе можно заказать через центральную базу Посылторга (г. Подольск Московской обл., 142107, Пилотный пер., 4).
Свечи зажигания для «Нептуна-23»
Почему «Нептун-23» работает только со свечой, имеющей маркировку СИ12РТ? На других свечах при полном дросселе мотор глохнет, сбрасывает обороты, сильно греется, смесь детонирует в цилиндрах.
При использовании свечей зажигания, не соответствующих по тепловой характеристике двигателю, он работает в режиме калильного зажигания. При этом рабочая смесь воспламеняется не в нужный момент при проскакивании искры между электродами свечи, а от ее перегретого участка, вызывая тем самым перегрев двигателя, падение числа оборотов, прихват поршня и т. п. В таких случаях говорят, что свеча «горячая».
При отсутствии свечей СИ12РТ можно опробовать работу мотора сначала на свечах А17В, затем на более холодных А23 по ГОСТ 2043-74. В случае перегрева свечи в одном из цилиндров (об этом свидетельствует белая юбочка изолятора) ее можно заменить на более «холодную».
Замена элементов в схеме ЭСЗ «Ветерка»
1. В «КЯ» №102 опубликована схема усовершенствования ЭСЗ «Ветерка», в которой для выпрямления напряжения с накопительной обмотки используется двухполупериодный модуль КЦ405Б. Можно ли при этом исключить из схемы два диода КД209 и как это отразится на работе схемы?
2. Каким диодом можно заменить КД209А, стоящий в цепи управления тиристором?
При использовании блока диодов КЦ405Б зарядный и шунтирующий диоды КД209А можно исключить из схемы. Но нужно иметь в виду, что при применении двухполупериодной схемы выпрямителя напряжение на конденсаторе значительно возрастет и может вывести из строя тиристор и конденсатор.
В цепи управления тиристора можно применить диоды типа КД102, КД105, КД106.
Диск ведомый маховика
В статье «Ветерок» — проверка системы зажигания» («КиЯ» №98) на рисунке магнето МЛ-10-2с под номером 13 обозначен «диск ведомый», а в статье «Ремонт и обслуживание системы зажигания» (см. «КиЯ» №116) не сказано, для чего служит этот ведомый диск и как его правильно устанавливать. Прошу дать ответ.
Ведомый диск служит для аварийного запуска мотора в случае отказа пускового механизма. В пазу диска фиксируется узел шнура аварийного запуска при наматывании его на маховик.
Закрепляя диск к маховику тремя винтами, нужно следить за тем, чтобы центр диска совпадал точно с осью коленчатого вала, так как смещение диска вызывает увеличение дисбаланса маховика.
Свечи для «Москвы-30»
Лодочный мотор «Москва-30» рекомендуют эксплуатировать на «жигулевских» свечах А7.5БС или А7.5ХС, а в автомобильном магазине у нас в Горьком продают свечи для «Жигулей» А17-ДВ1. Можно ли использовать их?
«Жигулевская» свеча подходит по тепловой характеристике для мотора «Москва-30», но длина ее ввинчивающейся в головку цилиндра части больше, чем у свечей, используемых для лодочных моторов. Свеча А7,5БС (нли А17В по новому обозначению в соответствии с ГОСТ 2043-74) имеет длину резьбовой части 11 мм, а свеча А17-ДВ1 — 19 мм, о чем свидетельствует буква Д в ее обозначении. Поэтому для использования «жигулевской» свечи нужно штатное уплотнительное кольцо толщиной 1,4—2,0 мм заменить латунной втулкой длиной 6,6—6 мм. Правильное размещение свечи в головке цилиндра — при расположении торца корпуса свечи заподлицо со стенкой камеры сгорания.
Неисправность мотора «Салют-М»
Мой мотор «Салют-М» выпуска 1979 г. заводится, но проработав 1—1,5 минуты, сам начинает набирать обороты и сразу глохнет. Если после этого сразу вывернуть свечу, то на ней обнаруживается конденсат серого цвета. Если свечу протереть и запустить мотор, все повторяется. Сообщите, пожалуйста, в чем причина данной неисправности.
Рекомендуем проверить правильность установки оптимального угла опережения зажигания и качество уплотнений в двигателе (не происходит ли подсос воздуха).
О моторе «Ветерок-8Э»
1. Мой холодный «Ветерок-8Э» работает нормально. После езды на максимальных и средних оборотах пять и более минут при сбрасывании газа работает на одном цилиндре. После замены тиристора мотор работает примерно час нормально, потом повторяется старая история. Какие детали целесообразно еще заменить?
2. Увеличится ли расход топлива при замене прокладок блока головок на алюминиевые толщиной 0,1—0,15 мм? Насколько примерно возрастет мощность?
1. Причиной неисправности может быть также неудовлетворительное качество диода КД209А.
2. При замене штатной асбостальной прокладки головки блока цилиндров «Ветерка» толщиной 1,6 мм на алюминиевую прокладку толщиной 0,1—0,15 мм степень сжатия двигателя увеличится примерно до 7,6 (против 6). На моторе «Ветерок-8Э» с дефлекторной продувкой повышение степени сжатия не сопровождается существенным ростом мощности — в данном случае мощность возрастет примерно на 0,5 л. с. Расход топлива при этом возрастет тоже незначительно.
Для повышения мощности «Ветерка» требуется провести комплекс работ по карбюратору, клапанной перегородке, доводке органов газораспределения, снижению механических потерь. С рекомендациями по выполнению таких работ можно ознакомиться в статье А. С. Шикина «Повышение мощности двигателей «Ветерков», опубликованной в «КиЯ» №40.
Топливный фильтр для лодочных моторов
Черновицким производственным объединением «Металлист» выпускаются для автомобилей фильтры тонкой очистки топлива, которые обеспечивают среднюю тонкость отсева не более 15 мкм. Можно ли применять этот фильтр для топливной смеси бензина с маслом, что используется в лодочных моторах?
Применение автомобильного фильтра тонкой очистки для фильтрации смеси топлива с маслом нецелесообразно, так как фильтр будет забиваться имеющимися в масле присадками.
В топливной системе лодочного мотора используются два фильтра: в бензонасосе и заборнике топлива в бензобаке. Чистота топлива во многом зависит от процесса смешивания его с маслом и заливки в бензобак. Рекомендуется заправлять баки через воронку с мелкой сеткой.
Улучшение запуска моторов с магдино МВ-1
В процессе эксплуатации мотора состояние деталей системы зажигания ухудшается, что в первую очередь сказывается на запуске двигателя. Без затрат времени на выполнение профилактических работ в таких случаях можно добиться улучшения запуска путем использования для питания системы зажигания энергии от катушек освещения. Для этого катушки освещения подключаются параллельно катушкам зажигания (см. схему). Правильность подключения концов катушек определяется по искре на запальной свече: если искры нет, значит концы нужно поменять местами.
После запуска двигателя система зажигания переключается на питание по обычной схеме. Выключатель можно расположить на поддоне мотора рядом с кнопкой «Стоп». Длительная работа без конденсаторов не желательна, так как из-за большой силы тока происходит образование нагара на контактах прерывателей.
Я проплавал с описываемым устройством два сезона. Двигатель отличается надежным запуском и устойчивой работой на малой частоте вращения.