«Нептун-23» с электронным зажиганием
В «Катерах и яхтах» несколько лет назад было опубликовано сообщение о том, что готовится к серийному производству «Нептун-23» с электронным зажиганием. Убедительно прошу сообщить, когда же появится в продаже этот вариант двигателя?
Выпуск мотора «Нептун-23» с электронно» системой зажигания в 1981 г. не планируется.
Причины перебоев в работе на малом газу
Мой «Нептун-23» уже два года работает с перебоями в системе зажигания верхнего цилиндра на малом газу. При полных оборотах мотор работает нормально. Замеса свечей, чистка контактов прерывателей и т. п. результатов не дали. В чем же причина?
Вероятной причиной неудовлетворительной работы вашего мотора является пробой конденсатора КМ-4 верхнего цилиндра па магдино, в результате чего па малом газу происходит его неполная зарядка, и получается слабая искра па свече верхнего цилиндра. Пробои конденсатора происходит при частоте вращения ниже 5500 об/мин. При увеличении частоты вращения этот дефект менее заметен. О подтекании па конденсаторе электролита свидетельствует черная точка возле центрального электрода. В таких случаях необходимо заменить конденсатор или целиком магдино.
Для контроля частоты вращения мотора советуем приобрести тахометр-спидометр, выпускаемый Лианозовским электромеханическим заводом.
Запуск мотора в холодную погоду
Как только температура воздуха понижается до 10°С, запустить мой «Нептун-23» практически невозможно. Посоветуйте, что делать?
В холодную погоду запуск «Нептуна-23» рекомендуется производить в такой последовательности:
- при помощи груши на бензошлаиге наполнить поплавковую камеру карбюратора топливной смесью;
- закрыть полностью дроссельную заслонку карбюратора и при помощи стартера два-три раза прокрутить двигатель;
- открыть дроссельную заслонку в положение «запуск» и запустить мотор.
Остановку мотора следует производить с предварительной перегазовкой двигателя.
Замена сальника редуктора на «Москве-25А (30)»
Посоветуйте, какими выпускающимися сейчас к лодочным моторам сальниками можно заменить сальник (1-П-25 ГОСТ 8752—61) вала гребного винта редуктора мотора «Москва-25А» и сальник вертикального вала (М 67.32.16.010).
Манжета в корпусе привода горизонтального вала мотора «Москва-25А» имеет наружный диаметр 42 мм; внутренний диаметр (размер вала) 25 мм; ширину 11 мм.
Манжета работает по пояску вала гребного винта диаметром 25 мм. Если вал гребного винта проточить в этом месте до 16—17 мм (сохранив упор для конического подшипника), а в корпус привода запрессовать переходную втулку, обеспечив герметичность редуктора, можно применить сальники от моторов «Вихрь», «Привет-22», «Ветерок» (см. таблицу).
Заменить сальник вертикального вала моторов «Москва-25 (30)» с размерами 26X15X6 наиболее близким ему по размерам сальником от «Нептуна-23» (25Х15Х5) довольно сложно. В гнездо надставки мотора, предварительно смазанное герметиком, следует па оправке запрессовать тонкостенную втулку толщиной 0,5 мм из латуни или стали с небольшим натягом 0,01—0,02 мм. После запрессовки перед посадкой сальника с внутреннего диаметра втулки необходимо снять фаску.
Можно попытаться также проложить металлическую ленту толщиной 0,5 мм с небольшим зазором в стыке, загерметизировав это соединение эпоксидным клеем.
«Ветерок» на тяжелой лодке
В настоящее время на водоизмещающих лодках, мотолодке «Москва-2» и даже на «Прогрессе» в качестве основного двигателя все чаще используют подвесной мотор «Ветерок-8Э». Хотелось бы знать особенности эксплуатации этого мотора на тяжелых мотолодках.
Эксплуатация «Встерка-8Э» на тяжелой лодке не требует специальной подготовки или переоборудования мотора. На деревянной водоизмещающей лодке с нагрузкой 240—400 кг мотор развивает 3800—4100 об/мин.
Замена штатного полускоростного-полугрузового гребного винта 202X190 грузовым винтом диаметром 210 мм и шагом 140—150 мм приводит к увеличению частоты вращения до 4400—4600 об/мин и позволяет более полно использовать мощность двигателя. Однако, как показали результаты проведенных нашим заводом испытаний, существенный прирост скорости не удается получить.
При установке на тяжелую водоизмещающую лодку мотора «Ветерок-12» рекомендуется вместо штатного винта 210X225 использовать винт от 8-сильного «Ветерка».
Свечи зажигания для мотора «Будаи»
Мой лодочный мотор «Будаи», выпущенный в 50-х годах в ВНР, в хорошем состоянии. Современные стандартные свечи имеют нормальное искрение, карбюратор «Бинг» подает топливо на всасывание, однако двигатель, если и начинает работать (что крайне редко), то лишь на воздухе.
В воде же происходят отдельные короткие вспышки, мотор не набирает обороты, обеспечивающие устойчивую работу. Старожилы утверждают, что «Будаи» был оснащен свечой зажигания оригинальной конструкции, Так ли это?
Для мотора «Будаи» мощностью 7,5 л. с. с рабочим объемом 170 см3 и низкой степенью сжатия 5,5 подходит стандартная свеча с калильным числом 11 (А11 ГОСТ 2043—74). Особой свечой двигатель не комплектовался.
Неисправность в работе мотора может быть вызвана неполадками в системе зажигания и системе питания. Следует также проверить качество уплотнении в двигателе, убедиться, что нет подсоса воздуха и попадания воды в цилиндр.
Свечи и магнето для «Москвы-30»
1. На доставшемся мне по наследству моторе «Москва-30» стоят свечи А11У и А6УС. Подходят ли они? Какие свечи, выпускаемые промышленностью в настоящее время, можно применять на моторе «Москва-30», чтобы избежать калильного зажигания? И, наоборот, какие свечи надо применять в качестве «горячих», (т. е. с малым калильным числом) при кратковременных прогулках?
2. Во всех имеющихся у меня справочниках по катерам, лодкам и моторам не указан тип магнето. Не ясно, какие нужны трансформаторы? Чем их можно заменить? И, наконец, если попытаться самому намотать провод, то какую следует брать марку провода? Какими должны быть сечение, количество витков в первичной и вторичной обмотках? Как все это соединить?
3. Как отрегулировать систему зажигания?
1. Для лодочного мотора «Москва-30» из выпускаемых в настоящее время свечей зажигания наиболее подходят А17В и А23 (по ГОСТ 2043—74) с калильным числом, соответственно, 17 и 23.
2. Магнето для мотора «Москва-30» выпускалось не специализированным предприятием по электрооборудованию, а самим заводом-изготовителем мотора, поэтому имело только заводской помер М67.34.12.000.
Данные по катушке зажигания: первичная обмотка — 146 витков проводом ПЭЛ ∅0,62 — 0,67 мм; вторичная — 9100 витков проводом ПЭЛ ∅0,05— 0,065 мм.
Рекомендуем применить выносной высоковольтный трансформатор типа ТЛМ (от моторов «Вихрь», «Привет-22», «Нептун-23») или мотоциклетный Б300 (от мотора «Ветерок-8Э»), На сердечнике магнето под маховиком остается катушка от первичной обмотки.
3. Регулировка системы зажигания по рекомендации завода-изготовителя мотора:
- снять маховик, навернуть гайку крепления маховика и, проворачивая ключом коленчатый вал, добиться, чтобы подушечка контактировала с самой высокой точкой кулачка прерывателя;
- установить поочередно па каждом прерывателе зазор в контактах порядка 0,35—0,45 мм (на моторах, выпущенных с марта 1973 г.) или 0,6—0,8 мм (на моторах более раннего выпуска);
- надеть маховик и проверить искру;
- согласовать поворот основания магнето и подъем дроссельной заслонки; при этом следует поднять дроссельную заслонку в крайнее верхнее положение и разобщить ее с магнето, открепив кронштейн М67.00.00.063;
- поворотом коленчатого вала поршень любого цилиндра следует установить в такое положение, чтобы он на 8,6 мм не доходил до ВМТ; это соответствует углу опережения зажигания 36—39°;
- повернуть основание магнето до начала разрыва контактов прерывателей, определяемого при помощи пробника с батарейкой и лампочкой, который включается параллельно прерывателю, или посредством папиросной бумаги, предварительно вставленной в раствор контактов;
- в найденном положении дроссельную заслонку и основание магнето следует сблокировать установкой кронштейна на место (при необходимости распилить отверстие в кронштейне).
Приведенный порядок применим для моторов с карбюратором К36Н.
Для моторов с прежней конструкцией карбюратора с поворотной дроссельной заслонкой регулировка и блокировка основания магнето и дроссельной заслонки сводится к установке максимального поворота заслонки регулировочным винтом иа тяге карбюратора и регулированию ограничителем угла поворота магнето.
Для таких моторов угол опережения зажигания составляет 42° (9,6 мм до ВМТ).