При умелом управлении обычный спинакер дает ощутимый прирост скорости на курсах яхты относительно ветра от 50 до 180°. Поэтому его охотно используют в гонках при любых погодных условиях, вплоть до 6-балльного ветра, даже при малочисленном экипаже.
Однако в обычных спортивных плаваниях спинакер ставят редко. Во-первых, на судне сразу же заметно увеличивается число снастей за счет браса, шкота, контр-браса, топенанта, оттяжки спинакер-гика. Во-вторых спинакер требует постоянного внимания, как правило, 2—3 человек. Стоит проглядеть небольшой заход ветра, как огромный парус может «погаснуть», закрутиться вокруг штага или порваться. Поэтому не случайно в последние годы в парусном «гардеробе» многих крейсерских яхт появился новый парус, с успехом заменяющий в дальних плаваниях спинакер и избавляющей экипаж от дополнительных забот.
Зарубежные фирмы выпускают такие паруса под различными названиями — спанкер, флэшер, генникер, бустер, крюйзинг шют и т. п. Это полно скроенный несимметричный парус из легкой ткани (обычно нейлона весом 60 г/м2), по размерам средний между обычным спинакером и большим генуэзским стакселем. Он ставится на спинакер-фале и не пристегивается ракс-карабинами к штагу. Галс пропускается через блок, закрепленный за оковку на форштевне, и проводится в кокпит. Спанкер (будем этот парус так называть) обычно снабжается одним шкотом, который проводится в кормовую часть яхты — на транец (если он достаточно широк) или ближе к самому широкому месту палубы.
Хотя спанкер появился в конце 70-х годов, идея использования «несимметричного» спинакера не нова. Еще в прошлом веке на гафельных тендерах, снабженных бушпритом, на полных курсах поднимались «летучие» паруса, называемые балунами. Галсовый угол балуна закладывали за ракс-бугель, скользящий по бушприту, фаловый — за фал, блок которого располагается впереди всех штагов. Валуны ставили, переместив при помощи талей ракс-бугель к ноку бушприта; он заполнял весь передний треугольник от топа стеньги до нока бушприта.
Спанкер раскраивается с более длинной передней шкаториной, чем задней, с высоко поднятым шкотовым углом. У передней шкаторины парусу придается значительная выпуклость; «серпы» у задней и нижних шкатбрин относительно меньше.
Поскольку спанкер не предназначен для гонок, его размеры не регламентируются правилами. Длина по передней шкаторине принимается равной длине топштага, максимальная ширина — равной примерно 170% основания переднего парусного треугольника (J — расстояния от штаг-путенса до передней кромки мачты). Площадь спанкера определяется приблизительно как 0,75 произведения длины передней шкаторины на максимальную ширину паруса. Она примерно на 70 % больше, чем площадь самой большой генуи и на 30 % меньше, чем площадь спинакера.
Спанкер предназначен в основном для полных курсов (при курсе яхты относительно направления истинного ветра 60—180°), поэтому в поперечном сечении ему придается профиль с максимальным «пузом» у передней шкаторины и с относительно плоской задней частью. Как и спинакер, спанкер поддерживается «на весу» потоками воздуха, поэтому его верхняя часть должна иметь сферическую форму, хотя и не такую полную, как у спинакера. В последние годы спан-керы сшивают из полотнищ с лекальными кромками, расположенных веерообразно в верхней части паруса, параллельных в средней и вертикальных в нижней трети. Реже верхнюю часть раскраивают по принципу радиального спинакера — с полотнищами, расходящимися в виде лучей из фалового угла.
Спанкер обычно ставится с подветренной стороны, без спинакер-гика, на курсах от полного бейдевинда до фордевинда при легком и среднем ветре и от полного бакштага до фордевинда при ветре до 4 баллов (5,5—8 м/с). При ветре 2—4 балла парус хорошо стоит с наветренной стороны грота (на бабочку). В слабый ветер можно поставить легкий гик, причем для эффективной работы паруса его длина должна быть больше, чем у обычного спинакер-гика, которая ограничивается правилами обмера величиной 1,0J. Спанкер лучше всего распирать футштоком или специальным гиком длиной не менее 1,5J.
В большинстве случаев спанкером управляют, регулируя натяжение только трех снастей — шкота, галса и фала. На полном бакштаге фал и галс потравливают больше, чтобы по возможности удалить спанкер от грота, отпустить его вперед. При этом фаловый угол удаляется от топа мачты на несколько дециметров, а нижняя шкаторина располагается достаточно высоко над водой, не затрудняя обзор рулевому. Шкот следует потравливать так, чтобы парус не заполаскивал. Чрезмерно выбранный шкот снижает тягу паруса, а на полном бейдевинде и галфвинде приводит к увеличению крена и дрейфа, так как аэродинамическая сила на парусе оказывается направленной вбок.
Оптимальным курсом для несения спанкера является крутой бакштаг. При нем фал и галс выбираются сильнее, а передняя шкаторина хотя и прогибается сильно под ветер, но приближается к штагу. Задняя шкаторина должна быть «открыта» для свободного стока воздуха без создания помех для работы грота. На этом курсе спанкер обычно не доставляет особых забот экипажу; более того, парус стабилизирует яхту на курсе при большой волне.
На полном бейдевинде (курсовой угол ветра 50—60°) спанкер работает подобно полно скроенной генуе. При слишком узкой корме шкот рекомендуется снабдить оттяжкой, прижимающей его вниз в самом широком месте палубы. В противном случае «пузо» паруса сместится к задней шкаторине, полезная тяга паруса уменьшится, а сила дрейфа возрастет (см. книгу «Школа яхтенного капитана». М., «Физкультура и спорт», 1983, стр. 51). Кроме того, стекающий с задней кромки спанкера воздух будет «отдувать» грот, исказит его профиль. Оттяжка шкота делает парус у задней шкаторины более плоским, открывает ее для свободного выхода воздуха в корму.
Фал и галс на этом курсе выбирают достаточно туго с тем, чтобы уменьшить по возможности прогиб передней шкаторины под ветер. Попытки идти под спанкером еще круче к ветру, как правило, оказываются безуспешными. Судно сильно дрейфует и «лежит» на руле — требуется постоянно держать румпель на приведение яхты к ветру. Правда, в слабый ветер, набрав ход, удается сделать поворот оверштаг под спанкером, поэтому иногда его снабжают не одним, а двумя шкотами, как обычную геную.
Поворот фордевинд со спанкером не представляет труда, как это бывает при управлении большим спинакером. Если парус стоит с наветренной стороны на спинакер-гике, то травят шкот до того момента, пока гик не придет в диаметральную плоскость. Затем освобождают гик от паруса, одновременно закладывая заранее подготовленный и обнесенный вокруг всех снастей шкот с другого борта и, потравив работавший ранее шкот спанкера до флюгерного положения, когда шкотовый угол уходит под ветер далеко вперед форштевня яхты, переносят грота-гик на новый галс. Остается выбрать спанкер-шкот на место и поставить, если нужно, спинакер-гик.
К слову сказать, спанкер оказывается более безопасным парусом, чем спинакер, его легче убрать при внезапно налетевшем шквале. Достаточно отдать галс и шкот — и парус превращается в гигантский флаг, развевающийся по ветру. Потравив фал и приведя яхту к ветру, спанкер можно выбрать на палубу из воды.
В заключение познакомимся с двумя способами укладки спанкера (они применяются и для спинакеров), облегчающими постановку и спуск паруса силами одной вахты. Один из этих способов не требует специальных приспособлений, кроме отслужившего срок полиэтиленового ведра с отрезанным дном. Диаметр ведра должен быть таким, чтобы собранный в пучок парус проходил сквозь ведро самым широким местом. Снаружи на ведро надевают кольца из резины (резина не должна быть прочной). Сложив спанкер передней и задней шкаторинами вместе, просовывают в ведро фаловый угол паруса и закрепляют его на носовом религте. Затем, продвигаясь с ведром в корму, через определенные интервалы с него переносят на скрутку паруса резиновые кольца, которые должны удерживать спанкер в свернутом положении, вплоть до его подъема на мачту. В нижней широкой части паруса резиновые схватки нужно ставить чаще.
Подготовленный таким образом парус (в виде колбасы) можно уложить в штатную кису так, чтобы сверху оказались все три угла, за которые закладывают перед постановкой фал, шкот и галс. Каждый угол должен иметь хорошо различимую маркировку. Когда парус добран до места, достаточно начать подбирать шкоты, чтобы резиновые кольца лопнули и спанкер расправился.
В плохую погоду работу по укладке спанкера описанным способом можно выполнять в каюте.
Этот же принцип укладки используется в выпускаемых зарубежными фирмами специальных приспособлениях. Состоят они из пластмассового конического тубуса или обруча и закрепленного к нему чехла из тонкой полипропиленовой пленки. Спанкер (или спинакер) протаскивают через тубус и крепят фаловый угол в верхней части чехла. Здесь же имеются небольшие блочки для линя, при помощи которого тубус поднимают к топу мачты, когда спинакер поставлен на место. Чехол при этом собирается в «гармошку» выше фалового угла. К тубусу крепится и второй линь, также спускающийся на палубу. Потянув за него и отдав первый линь чехол натягивают на частично «(погашенный» спинакер, превращая его в «колбасу», когда парус еще висит на мачте. В таком положении убрать парус несложно даже в свежий ветер.