По своему гидрометеорологическому режиму Ладога приравнивается к морским бассейнам. В то же время она является транзитным судоходным путем для судов внутреннего плавания, занимая лишь незначительную часть их рейса.
На все суда, плавающие по Ладожскому озеру в границах кардинальной системы ограждения, распространяются «Местные правила плавания по судоходным путям северо-западного бассейна», утвержденные приказом начальника Судоходной инспекции СЗРП №45 от 9 декабря 1981 г. Например, если два встречных судна сближаются на встречных курсах, каждое из них должно изменить свой курс вправо, чтобы разойтись левыми бортами. При этом сигналы па расхождение оба судна подают в соответствии с «Правилами плавания по ВСП РСФСР», не ожидая подачи сигнала со встречного судна.
Такая ситуация должна считаться существующей, когда одно судно видит другое прямо или почти прямо по курсу; ночью оно может видеть, кроме топовых огней, оба бортовых отличительных огня другого судна, а днем наблюдает его соответствующий ракурс.
Если встречные суда не могут достоверно установить наличие указанной ситуации, они должны считать ее существующей и принять меры для безопасного расхождения левыми бортами.
Когда суда следуют встречными курсами на значительном расстоянии друг от друга по траверзу, а наблюдение показывает, что пеленг на встречное судно заметно меняется и опасность столкновения не возникает, каждое судно сохраняет курс и скорость.
Когда суда идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судоводитель, который видит другое судно справа по ходу, должен уступить дорогу. Для этого он должен изменить свой курс так, чтобы пройти у другого судна по корме, либо уменьшить скорость или дать задний ход и остановиться. Судно, которому уступают дорогу, обязано сохранить прежние курс и скорость.
Одиночные самоходные суда должны уступать дорогу составам и парусным судам; парусные суда — составам, принимая все меры для безопасного расхождения1.
Каждое судно, обгоняющее другое, обязано держаться в стороне от курса обгоняемого судна. Обгоняемое судно должно сохранять прежние курс и скорость.
Безопасные интервалы между бортами в открытой части озера должны составлять не менее 500 м.
Следует иметь в виду, что па судне, буксирующем плот, при выходе в озеро вместо белого гакового огня включается зеленый; плот сигнальные огни не несет. При приближении других судов или составов буксировщик освещает свой плот прожектором.
Во всех других случаях обгон и расхождение судов, несение зрительных сигналов и подача звуковых производятся в соответствии с «Правилами плавания по внутренним судоходным путям РСФСР».
Примечания
1. Вместе с тем судоводитель-любитель должен помнить, что согласно п. «л» § 12 «Правил плавания по внутренним судоходным путям РСФСР», маломерные суда длиной до 30 м, гребные и моторные лодки, спортивные яхты, моторные катера не должны мешать движению судов и обязаны заранее уходить с фарватера.