Чтобы проще было галанить
Журнал уже дважды (см. «КЯ» №57 и №88) обращался к описанию этого древнего способа движения лодки с помощью одного кормового весла. В ряде случаев так бывает проще преодолевать линию прибоя, выбираться из тесной стоянки.
Этот способ движения требует, однако, определенного навыка и пе каждому дается с легкостью.
С помощью нехитрого приспособления, навешиваемого на транец любой небольшой лодки (см. рис.), научиться галанить можно за несколько минут. Угол наклона весла к поверхности воды выдерживается постоянным (его можно регулировать); разворот лопасти на 30° при каждом изменении направления хода весла обеспечивается «автоматически».
Гребец должен лишь перемещать рукоять весла из стороны в сторону; общая длина перемещения руки при гребке, как правило, должна быть в пределах 80—100 см.
Фонарь «Летучая мышь»
На лодке, не оборудованной электроосвещением от аккумуляторов, созданию комфорта будут способствовать лампы типа «Летучая мышь».
К сожалению, промышленность выпускает лампы больших размеров, которыми пользоваться на малых судах неудобно и небезопасно.
Вы можете сами изготовить «Летучую мышь» любого размера в любом исполнении. Для этого необходима стеклянная трубка из огнеупорного стекла. Если в наличии такой трубки нет, ее можно изготовить из электрической лампы дневного света. Отрезать от нее часть необходимой длины проще всего, сделав надпил надфилем по окружности и обмотав в этом месте стекло нитками в несколько слоев. Нитки, смоченные в керосине, подожгите. Когда горение нитки подойдет к концу, быстро погрузите трубку в воду: стекло расколется по надпиленному месту. Лучше использовать концевые части ламп дневного света, для чего легкими ударами выбейте в середину трубки стекло по центру запаянного конца — образуется отверстие с завальцованными краями.
Условием горения лампы является: подача воздуха снизу, выход горючих газов сверху, защита пламени от задувания ветром и заливания водой. Поэтому для резервуара под топливо подойдут бутылочки или флакончики. Обрамление стекла выполняется из использованных алюминиевых баллончиков от аэрозолей с просверленными отверстиями для прохода воздуха и газов.
Стекло должно легко сниматься для поджигания фитиля и чистки лампы.
Устройство для регулировки пламени практически не требуется, но можно и изготовить такое устройство. На рисунке показана лампа, конструкция регулировки пламени которой подобна выпускаемым промышленностью.
В качестве горючего можно применять керосин, соляровое масло, но лучшим будет трансформаторное масло.
Предлагаемые лампы «Летучая мышь» проверены нами в эксплуатации.
«Замок» для утки «Днепра»
Носовая швартовная утка (или рым) на мотолодке «Днепр» обладает недостатком: завязанный за нее швартовный или буксирный конец при определенных обстоятельствах может самопроизвольно отдаться — соскользнуть с «рога». Я сделал простой «замок», просверлив в «роге» сквозное отверстие и вставив в него болт М6; его выскакиванию из отверстия препятствует гайка на конце болта.
Шуруп, который нельзя вывинтить
Как правило, дельные вещи и многие узлы оборудования, однажды установленные на судно, служат на нем уже всю его жизнь.
Чтобы уберечь такие узлы от снятия их посторонними лицами, да и в ряде других случаев, когда вывинчивать шуруп заведомо не понадобится, можно использовать шурупы со спиленными, как показано на рисунке, двумя четвертями головки.
Складная утка
Практичную швартовную утку можно изготовить из металлического прутка и пары пластин с отверстиями для крепежных болтов. Одна из пластин образует муфту, в которой пруток может свободно вращаться. Когда утка свободна от швартовных концов, она падает на палубный настил и не создает помех.
Ящик над койкой
В пространстве над койками в «гробах» можно установить выдвижной ящик достаточно большого объема для хранения запасов, мелкого шкиперского имущества или инструментов. Направляющие лучше всего изготовить из строительного алюминиевого профиля.