Полиэтиленовая пленка — доступный, дешевый и воздухонепроницаемый материал — уже давно привлекала внимание туристов-водников. Однако все попытки изготовить из этого материала паруса, как правило, заканчивались неудачей. Места проколов иглой сильно ослабляют пленку, а при сварке швов невозможно закрепить находящиеся под нагрузкой детали. Клей применять тоже нельзя: пленка лишена адгезии.
Я изготовил стаксель площадью 2,5 м2, используя для укрепления всех швов паруса полиэтиленовую ленту с липким слоем («ленту для детского технического творчества»). В прошлом году парус, установленный на байдарке-тримаране, успешно прошел испытания на парусно-туристскнх соревнованиях в Кавголово и в 250-километровом походе по маршруту Псков — Нарва. Для повышения прочности парус был изготовлен из двух слоев пленки.
Следует заметить, что прочность обычной полиэтиленовой пленки не столь мала, как кажется на первый взгляд: сопротивление разрыву составляет около 150 кг/см2. Это значит, что двухслойная ленточка из пленки толщиной 0,07—0,08 мм и шириной 1 см выдерживает нагрузку более 2 кг.
Вес 1 м2 такой двухслойной пленки составляет 160 г, т. е. это достаточно легкий материал для парусов. Для их изготовления можно рекомендовать также выпускаемые промышленностью полиэтиленовые занавески размером 180X150 см. Они недороги и изготовлены из полиэтилена хорошего качества.
В отличие от ткани, полиэтиленовая пленка не тянется «по косой нитке», а имеет только небольшие упругие деформации, одинаковые по всем направлениям. Это позволяет использовать куски пленки возможно большего размера и обрезать их в любом направлении по форме паруса. Необходимые для создания профиля паруса («пуза») закладки в швах можно учесть при крое полотнищ.
При изготовлении паруса прежде всего нужно скрепить два слоя кусков — заготовок пленки. Для этого, используя «бытовой электроприбор для сваривания полиэтиленовой пленки», необходимо произвести сварку через каждые 20—30 см в двух взаимно перпендикулярных направлениях (рис. 1). Сварку надо делать не сплошными линиями, а короткими черточками: при таком способе полиэтилен меньше ослабляется на границах свариваемых участков. Сварку следует производить через кальку, пергамент или целлофановую упаковочную пленку. При определенных навыках сварку можно делать и паяльником.
После окончательной подготовки кромки двухслойных полотнищ скрепляют точечным сварным швом па расстоянии 1—2 см от края (см. рис. 1). Полотнища сшивают на обычной швейной машине одним швом, который затем с двух сторон закрепляют липкой лентой (рис. 2). Поверхность, на которую наклеивается лента, необходимо предварительно очистить ацетоном или бензином.
При использовании ленты с липким слоем надо иметь в виду, что она сматывается с катушки с некоторым усилием и при этом растягивается. Если ее наклеивать на шов одновременно со сматыванием с катушки, то через некоторое время появятся складки, от которых можно избавиться, лишь разрезая пленку и наклеивая дополнительные кусочки ленты. Поэтому отмотанный с катушки кусок ленты надо наклеивать спустя 1—2 мин.
Фаловый и галсовый углы следует укрепить боутами из трех однослойных накладок-боутов с примерными размерами по биссектрисе 40, 30 и 15 см, а в шкотовом добавить еще и четвертый размером около 50 см. Боуты крепят точечной сваркой поочередно от большего к меньшему по обеим сторонам паруса (рис. 3), затем пришивают на машинке по краям двумя радиальными швами. Когда все боуты укреплены, швы заклеивают лентой (см. рис. 3).
Для предохранения от повреждений заднюю и нижнюю шкаторины оклеивают лентой, а на переднюю двумя швами нашивают капроновую («брючную») тесьму (рис. 4).
К тесьме пришивают кольца-сегарсы для надевания паруса на мачту или кнопочные раксы для крепления паруса к штагу. В фаловом и галсовом углах концы тесьмы образуют небольшие петли для ввязывания фала и галса. В шкотовый угол обычным способом заделывают люверс.
Латкарманы нашивают на парус без подгибания с последующим укреплением швов липкой лентой. При их нашивании, как и при шитье других деталей паруса, надо иметь в виду, что по ранее наклеенной ленте машина не делает стежки. Для того чтобы она работала нормально, иглу надо непрерывно протирать ацетоном.
Полиэтиленовый парус (как и парус из любого другого материала) требует бережного обращения. Вместе с тем случайные проколы или разрывы можно легко отремонтировать той же лептой с липким слоем, поэтому ее необходимо иметь с собой в плавании.