Двигатели от автомобиля «Москвич-408» зарекомендовали себя надежными и удобными при эксплуатации на катере, поэтому целесообразно восстанавливать полностью изношенные или поврежденные цилиндры этих двигателей.
Для этого обычно устанавливают гильзы из специального чугуна на всю длину зеркала цилиндров. После безуспешных поисков чугуна необходимой марки было решено использовать изношенные цилиндры двигателей от автомобиля «ЗАЗ-966».
Цилиндры двигателей «ЗАЗ» имеют высокую износостойкость, несмотря на тяжелые условия эксплуатации. Это и определило выбор.
Учитывая, что цилиндры «Запорожца» значительно короче цилиндров «Москвича», пришлось изготовить восемь гильз. Высота каждой гильзы равнялась половине длины цилиндров «Москвича». Поэтому в каждый цилиндр последовательно запрессовывались две гильзы, а цилиндры растачивались для запрессовки до диаметра 80 мм. Гильзы запрессовывались с натягом 0,08—0,10 мм.
При подготовке гильз внутренняя поверхность цилиндров «ЗАЗ-966» не обрабатывалась. При обработке наружной поверхности необходимо обратить внимание на перпендикулярность торца гильзы по отношению к цилиндрической поверхности, так как это обеспечивает плотность стыка между торцами гильз. Это требование можно выполнить, производя окончательную обработку наружной поверхности гильзы и ее торца за одну установку на токарном станке, причем резанье необходимо вести при малых скоростях подачи.
Запрессовка гильз производилась сверху. Первая гильза прессовалась на 10—15 мм ниже верхней плоскости блока цилиндров с таким условием, чтобы получить направляющую часть для второй гильзы. Таким образом, вторая гильза при запрессовке передавала усилие на первую, этим дополнительно обеспечивалась плотность стыка.
Верхний торец гильзы после запрессовки должен выступать над плоскостью блока на 0,1—0,2 мм. Затем блок растачивался обычным способом под поршни нормального (стандартного) размера, выступающие торцы гильз были срезаны вручную плоской поверхностью шлифовального круга.
Двигатель после ремонта проработал более 2000 ч и имеет хорошие показатели, свидетельствующие о высокой износостойкости гильз.