Якорный канат из ленты
Английская фирма «Ту Гидон Мэрин Лимитед» предлагает хранить якорный канат на любом малом судне длиной до 12 м — в устройстве «Энкаролина». На катушке этого устройства хранится 56 м плоской ленты, сотканной из высокопрочного полйстера. Диаметр катушки — 430 мм, толщина — 59 мм, вес вместе с лентой — 4,6 кг. Катушку несложно закрепить на релинге, крышке люка.
Лента, имеющая разрывную нагрузку 2500 кгс, всегда готова к отдаче якоря, не требует предварительной расчистки и укладки, легко травится. На боковой стенке катушки нанесена градуировка, по которой можно установить, сколько метров ленты вытравлено за борт. Для вращения катушки при наматывании ленты можно использовать стандартную рукоятку шкотовой лебедки.
Как исправить засохшую кисть
Обычно засохшую кисть помещают в открытый сосуд с соответствующим растворителем. Но этот способ непрактичен тем, что растворитель быстро испаряется и отравляет атмосферу помещения. Иногда кисти помещают в банку, закрывают ее сверху такой же банкой, а соединение заклеивают липкой лентой. Этот способ неудобен тем, что процесс размокания кистей нельзя контролировать без нарушения герметизации.
Предлагаю более удобный способ. В стеклянной или металлической банке поперек горловины натягивается проволока, на которую подвешиваются кисти на крючках из канцелярских скрепок. Для скрепок нужно просверлить отверстия или сделать зарубки в концах ручек. Кисти подвешивают с расчетом, чтобы они не доходили до дна сосуда на 1—1,5 см.
Соответствующий растворитель, в зависимости от рода краски (уайт-спирит, скипидар, керосин, ацетон, растворитель № 646 и др.) наливают до уровня на 1 см выше головки кисти. Сосуд помещают в полиэтиленовый мешочек высотой на 5—10 см выше концов ручек кистей и хорошо завязывают (можно и с перегибом, вторым узлом, оставшейся свободной части верха мешочка), обеспечивая достаточную герметизацию. Сосуд с кистями может стоять в любом месте: запахи из него не проникают в помещение. В любой момент, если банка стеклянная, можно осмотреть кисти и, сняв кисть с подвески, попробовать о дно банки степень размягчения старой краски.
Если сосуд снаружи обвязать по верхней кромке, то при случайном опрокидывании сосуда краска и растворитель не попадут в пространство между пленкой и банкой.
Простой способ заделки огона
Заделка огона на стальном тросе требует определенных навыков. Поэтому огона часто заделывают либо зажимными хомутами, либо делают бензель-обвязку двух тросов прочным капроновым шнуром или нитками.
Для этого, распустив конец, трос разделяют на равное количество прядей, как показано на рисунке, между пучками вставляют коуш и обвивают его прядями сверху вниз навстречу друг другу. Затем пряди туго обтягивают и закрепляют маркой у основания коуша. Далее отдельные пряди укладывают между свитыми прядями нераспущенного троса и закрепляют маркой из капроновой нити, мягкой тонкой проволоки или шнура.
Заделанный таким образом конец троса может выдержать нагрузку, вдвое меньшую, чем огон, рекомендованный морской практикой. Поэтому данный способ советуем применять только при второстепенных работах, не связанных с подъемом грузов.
Как хранить флейцы
Нередко после очередного весеннего ремонта новые кисти становятся практически непригодными для дальнейшего использования. Происходит' это от их небрежного хранения во время довольно длительных перерывов в работе. В лучшем случае кисти опускают в банки с водой или растворителем, но и при этом их волосяная часть, опираясь на дно банки, сильно деформируется и теряет свои свойства.
Среди английских яхтсменов получил распространение простой контейнер для кистей, состоящий из пластмассовой ванночки и держателя для десяти флейцев шириной от 13 до 75 мм, сваренного из стальной проволоки. В ванночку наливается сольвент, уайт-спирит либо другой растворитель, а кисть просто насаживается суживающейся частью рукоятки в подходящую по ширине ячейку держателя. Высота подвески кисти выбирается таким образом, чтобы щетина не касалась дна ванночки.
В подобном контейнере кисти можно оставлять на неделю и даже больше.
Тали без блоков
Надежно закрепить тузик на палубе яхты или обтянуть аварийную ванту можно при помощи простого узла, заменяющего собой тали или талреп. При тяге за ходовой конец на верхней петле узла получается почти в той раза большее усилие.
Завязывается узел, как показано на эскизе. Конец троса, который нужно обтянуть, складывается в виде двух петель (а).
Коренной конец троса обносится вокруг верхней петли в виде шлага (полуузла), который туго затягивается под нагрузкой. Ходовой конец пропускается через палубный обушок, к которому крепится снасть, затем через нижнюю петлю и обтягивается (б). Для того чтобы крепление не ослабло, достаточно ходовой конец заложить парой полуштыков вокруг троса выше обушка (в).
Удобный узел для донки
В «КЯ» № 43 была помещена заметка «Петля на капроновой жилке». Эта петля неудобна тем, что ее практически нельзя завязать посередине длинной лески, так как ее конец нужно шесть раз пропустить через кольцо. А если длина лески около 100 метров?
Для привязывания поводков на закидушках я использую другой способ завязывания петель. С его помощью петля проще завязывается и, главное, в любом месте лески.
Сделав кольцо с петлей, нужно дважды обнести петлю вокруг кольца. Затем середину кольца пропустить в петлю и потянуть леску с двух сторон. Из кольца образуется новая петля, к которой можно теперь привязать поводки.
Что нужно знать рыболову?
Французские рыболовы-любители не советуют смотреть пристально на поплавок: рыба клевать не будет!
В Англии считают, что, если рыболов, идя на рыбалку, встретит рыжего человека или одну сороку, улова не будет (а вот две сороки и больше — успех гарантируют).
Промочить по неосторожности ноги повсеместно считается счастливым предзнаменованием (мочить ноги специально — бесполезно).
В Шотландии рекомендуют плевать на крючок после того, как на него попалась рыба, а не до того.
А вот американские любители рыбной ловли на курортах Флориды на суеверия могут внимания не обращать. На берегу установлены специальные автоматы: вы опускаете монету, техника отпускает нарядный пакет со свежей рыбой.
Держатель румпеля и замок капота
Румпель подвесного мотора при использовании дистанционного управления (ДУ) является помехой, но даже сняв его с мотора, многие оставляют румпель в лодке на случай поломки ДУ или передней ручки мотора, к которой ДУ крепится.
Использовав подходящую пружину, я закрепил румпель в вертикальном положении к капоту мотора.
У нас на лодочной столике моторы оставляют на транцах лодок. Многие закрывают их громоздкими кожухами и цепями. Я приспособил простой мебельный замок, установив его на верхней части капота. Т-образная защелка при запирании входит в сцепление со скобой,закрепленной на корпусе стартера. От настоящего вора это, конечно, не спасение, но от любителей пошалить предохраняет.
Как проверить свечу
Для проверки работоспособности свечей на подвесных лодочных моторах обычно используют штатное магнето, которое подключают к вывернутой и закрепленной на моторе свече. Однако этот способ не совсем удобен, так как надо одновременно прокручивать стартером маховик и контролировать наличие искры в свече.
Советую использовать для этой цели пьезоэлектрическую зажигалку, которая создает искру напряжением 12—15 кВ. Центральный наконечник свечи подсоединяют к высоковольтному электроду зажигалки, а корпус свечи зажимом типа «крокодил» соединяют с корпусом зажигалки. За один нажим и отжим курка зажигалки проскакивает до десяти искр. Этого вполне достаточно, чтобы определить работоспособность свечи.
Кстати, эта зажигалка может быть использована в походе при работе с газовой плитой и бензопримусом.
Если оборвался штуртрос
Советую дополнить снабжение мотолодки двумя болтами М8, сделав в их теле сквозной пропил по диаметру штуртроса.
При обрыве штуртроса отмотайте один виток с барабана рулевого вала, вставьте в окно болта оборванные концы навстречу один другому и затяните гайку.
К слову сказать, одной из причин быстрого износа и обрыва троса является недостаточный диаметр направляющих роликов. Технические справочники рекомендуют принимать диаметр роликов не менее 50-кратного диаметра проволочек троса.
Как уменьшить ходовой дифферент
На лодке с острой (крейсерской или вельботной) кормой ходовой дифферент на корму можно уменьшить (и тем самым повысить скорость), если закрепить на пере руля две пластины. Располагаясь под небольшим углом атаки к набегающему потоку воды, пластины становятся подводными крыльями, на которых создается направленная вверх подъемная сила. Использовать эту силу для поднятия кормы лодки гораздо эффективнее, чем переносить груз в носовую часть катера.
Размеры пластин и угол их установки лучше всего определять опытным путем. Одно из отверстий под крепежный болт рекомендуется сделать продолговатым для регулировки угла атаки. Разумеется, руль должен быть достаточно прочным.
Перед спуском на воду
Чтобы стропы не врезались в борт судна при его спуске на воду и не загрязняли лакокрасочное покрытие, рекомендуем изготовить деревянные подушки с мягкой обивкой и установить их под тросы стропа, как показано на рисунке.
Самодельные ходовые огни из пластмассовых банок
Используя пластмассовую банку (бутылку), патрон от ручного фонаря и обрезок оргстекла, можно изготовить простейшие ходовые огни для катера или яхты.
В обрезанной до необходимых размеров банке 1 вырезают окно, обеспечивающее оговоренный правилами сектор освещения по горизонту. Для бортовых отличительных огней он составляет 112,5°, для кормового — 135°, для топового — 225°.
На донышке 5, вырезанном из 10-миллиметровой фанеры, монтируют патрон 3, закрепляют сухие элементы 4. Оргстекло 2, окрашенное в нужный цвет, вклеивают при помощи клея «Момент» внутрь полиэтиленового корпуса. Для окраски в зеленый цвет годится медицинская «зеленка», в красный — лак для ногтей. Выключатель монтируют под пробкой или в каюте в удобном для экипажа месте.
Прикрепляют огни к рубке или релингу при помощи металлических скоб 6 40X1,5X20 мм, которые в свою очередь прикрепляют к донышку 5 шурупами.
Для судна длиной менее 12 м бортовые огни должны быть видны на расстоянии не менее 1 мили; кормовой, топовый и круговой (белый, красный, зеленый) — на расстоянии не менее 2 миль. Указанная дальность видимости обеспечивается лампочкой мощностью 20 Вт.
Для питания ходовых огней можно использовать также стационарную батарею, установленную внутри судна, или отбор электроэнергии от магнето подвесного мотора.