Универсальный гребной вал
Моя мотолодка «Днепр» со штатным винтом развивала скорость 27—30 км/ч при частоте вращения мотора «Вихрь» 3800— 4100 об/мин. С полной паспортной нагрузкой на глиссирование лодка вообще не выходила. Я решил запастись сменными гребными винтами от «Нептуна-23» и «Москвы-25», которые использовал в зависимости от нагрузки. На моторе пришлось поставить гребной вал новой конструкции, позволяющий применять на «Вихре» указанные винты. Материал вала — сталь 40Х, 4X13, 30ХГС. Шлицы нарезаются реечной модульной фрезой (подбирается по профилю зуба). Затем вал закаливается до твердости HRC = 55 и шлифуется до чистоты поверхности 7—8 класса.
Лодка «Днепр» с винтом, имеющим шаг 280 мм, при частоте вращения 5600 об/мин развила скорость с одним водителем порядка 48 км/ч и легко выходила на глиссирование при полной нагрузке 400 кг и 5100 об/мин двигателя. Имея набор винтов с различными характеристиками, легко подобрать оптимальный для каждого случая нагрузки. Замечу, что моя лодка оборудована тахометром и термометром (прибор ДЛМ-1), что гарантирует правильный режим эксплуатации мотора при различных гребных винтах.
Чтобы не заливало свечи мотора
Лодка у меня короткая (3,25 м) и при «вытаскивании» одного тяжелого воднолыжника возникает большой дифферент на корму, нередко заливает свечи.
Из кусочка линолеума я вырезал пластинку-экран и закрепил ее винтом М4 X 15 в задней части поддона. После этого я практически забыл о том, что свечи может заливать! Ведь в основном на нижнюю свечу попадают брызги через отверстия для поводка замка и слива охлаждающей воды. Теперь же брызги только ударяют в экран и через те же отверстия вытекают обратно.
Устройство для балансировки винта
В статье Г. Ю. Шимальского (сборник №52) предлагается производить статическую балансировку гребного винта подвесного мотора, особенно после рекомендованной (сборник №40) ручной доводки винта при снятии литейных неровностей. Однако предлагаемый им балансировочный станочек сложен и не обеспечивает легкого вращения винта.
Предлагаю более простую конструкцию, опробованную нами для балансировки винтов. В деревянное основание вставляются стойки из стальной проволоки диаметром 1,2—1,5 мм. В осевое отверстие винта плотно вставляется металлический валик, выточенный с одной установки. Несмотря на простоту опор, обеспечивается чрезвычайно легкое вращение гребного винта, что позволяет выполнить его балансировку с высокой точностью.
Крупнейшее самодельное судно в мире
На переднем плане этого снимка, заимствованного из западно-германского журнала «Boote», вы видите модель самого большого в мире судна, построенного самостоятельно. Двухмачтовый парусный катамаран длиной 24 м строят в течение восьми лет учитель Лес Томсон и его жена Лина, проживающие в Инверлохе (штат Виктория, Австралия).
На построенном катамаране Лес и Лина планируют отправиться вместе со своими тремя детьми и друзьями в большое путешествие. Им будут обеспечены все удобства: салон площадью 30 м2, койки на 20 чел, и даже специальный трейлер для легковой машины. Предполагаемая площадь парусности 200 м2.