Идея использовать обычную мотолодку «Казанка» (с булями) в качестве прогулочно-туристского судна, способного ходить под парусами, была подсказана местными условиями, Во-первых, это наличие на нашем Воронежском водохранилище множества мелей и заросших водорослями участков; во-вторых — ограничение на использование моторов.
Мы решили для прогулок и походов выходного дня вооружить лодку, применив двухмачтовый вариант с минимальным количеством самодельных деталей: используются подвесной парус и паруса швертбота «Мева». На фотографии изображена наша лодка в дни первых испытаний (фанерные шверцы; отсутствуют планшири). В настоящее время «Казанка» имеет вид, показанный на чертеже.
В течение навигации 1980 г. получившийся парусно-весельный иол испытывали четыре экипажа, и все пришли к единодушному выводу об удачном соответствии конструкции условиям акваторий, сходных с Воронежским водохранилищем. Лодка, имея на борту трех человек, хорошо слушается руля как при несении всех парусов, так и при их различных вариантах. Объективно сравнить ходовые качества нашей двухмачтовой лодки и бермудских шлюпов на базе тех же «Казанок» пока не удалось, так как экипажи последних были неопытны, а вооружение выполнено очень грубо.
Более того, авторам уже дважды приходилось выручать выполнившие «поворот оверкиль» команды «соперников», у которых площадь парусности была явно завышена (оба раза неприятность произошла на курсе фордевинд). Таким образом критерием оценки при испытаниях послужил швертбот «Мева». В сильный и средний ветра на всех курсах впереди был наш иол, в слабый ветер швертбот имел некоторое преимущество при лавировке. При резком усилении ветра «Казанка» стремится привестись; круче к ветру она идет при дифференте на нос; устойчива на курсе.