По просьбе читателя Н. Долиндовского (Киев) о полиуретановых эмалях рассказывает постоянный консультант сборника Борис Павлович Фаворов (автор книжки «Окраска маломерных судов», выпущенной издательством «Судостроение» в 1977 г.).
Полиуретановые эмали разработаны более пятнадцати лет назад, но в связи со сложностью их изготовления и практического применения продолжают совершенствоваться главным образом — в направлении дальнейшего уменьшения токсичности.
Полиуретановые лакокрасочные материалы получают путем смешивания полиэфирных, фенолальдегидных и других лаков и соединений, содержащих гидроксильную группу, с раствором полиизоцианата.
На основе полиуретанов могут быть получены покрытия для холодной н горячей сушки. Для судостроения предназначаются эмали холодной сушки.
Отдельные компоненты смешиваются только перед непосредственным нанесением на поверхность, так как срок жизнедеятельности раствора очень короток: если раствор начал желатинироваться, он уже непригоден к нанесению.
Особенность полиуретановых эмалей заключается в том, что они очень плохо пигментируются.
В качестве грунтовочного покрытия по металлам, дереву и бетону применяется грунтовочный полиуретановый лак УР-01 горячей сушки. Материалами холодной сушки являются грунтовки (на основе алкидно-эпоксидной смолы Э-30 и уретана ДГУ) марок УР-012-К и УР-012-Ж. Может быть использована также эмаль УР-175 разных цветов.
Нанесение грунтовки и основного покрытия производится распылением. Основное требование при этом заключается в том, что влажность воздуха должна быть минимальной, так как продукт 102-Т и уретан ДГУ реагируют с водой.
При работе необходимо строжайшее соблюдение дозировки компонентов и режима их смешивания, а также правил техники безопасности: эти материалы вредно действуют на органы дыхания и кожный покров, возможны опасные заболевания.
Покрытия на основе полиуретановых смол обладают очень хорошей адгезией к металлическим и неметаллическим поверхностям, имеют высокие механические показатели и стойкость к истиранию, тверды и эластичны. Отличаются высокой атмосферостойкостью, водостойкостью, газонепроницаемостью и стойкостью к маслам. И тем не менее, несмотря на отличное качество защиты от коррозии, полиуретановые покрытия в судостроительной промышленности широко не применяются и, конечно, на сегодня не могут быть рекомендованы для применения в любительских условиях.
Поскольку иногда водостойкие полиуретановые эмали появляются в продаже, необходимо при приобретении их потребовать соответствующую инструкцию по применению красок.