Кеч в аэродинамической трубе
Несколько лет назад кеч, как тип парусного вооружения крейсерско-гоночных яхт, перестал применяться в новых проектах. Утвердилось мнение, что это вооружение неэффективно и во многом проигрывает шлюпу.
Но вот английский конструктор Мейерс получил заказ на большую яхту, на которой для облегчения управления парусами совершенно необходимо применить «полуторамачтовую» оснастку. Модель кеча он передал в аэродинамическую лабораторию Саутгеыптонского университета. После тщательных исследований ученые предложили конструктору изменить размеры и конфигурацию парусов. Так, оказалось более выгодным носовой треугольник выполнить с двумя стакселями вместо одного топового, что дает заметный выигрыш в тяге на курсе бейдевинд. Разработан и бнзань-стаксель, способный работать при курсе яхты к вымпельному ветру до 403. Аэродинамики заверили Мейерса, что его яхта в гонках не уступит шлюпу.
Реабилитация осьминога
Головоногие чаще чем другие обитатели моря становятся героями самых фантастических историй. Кто только о них не рассказывал от древних греков до писателей, рассказывающих о море в наши дни. Красок при этом не жалели — «живая кровососная банка», «ненасытный кошмар моря» и т. д. В смертельные враги человека огульно зачислили всех — осьминогов, гигантских спрутов с десятью щупальцами и кальмаров. В чем их только не обвиняли. Гигантские моллюски, якобы, нападали на людей, топили небольшие корабли и выворачивали целые скалы на берегу.
Лондонская «Таймс» сообщала в 1874 г.: «10 мая 15-тонная шхуна «Пирл» подверглась нападению гигантского головоногого и была им потоплена. Чудовище, чьи размеры превышали длину судна, неожиданно вынырнуло по правому борту и обвило своими щупальцами обе мачты, оставаясь в воде. Затем оно попыталось подтянуть свое тело на палубу шхуны, причем его величина была такова, что ему не удалось протиснуться в 60-футовое (15,2 м) пространство между мачтами. Огромный вес навалившегося на борт «Пирл» глубоководного монстра нарушил остойчивость судна, и оно легло на борт. Бенгальский залив был в этот день абсолютно спокоен, но шхуна стала быстро наполняться водой и вскоре затонула. Команда «Пирла» была спасена проходившим в этот момент в двух милях от места происшествия пароходом «Стрэвоуен».
А вот другой пример. 25 марта 1941 года в Атлантическом океане был потоплен немцами английский транспорт «Британия». По свидетельству доброй дюжины цеплявшихся за спасательный плот членов экипажа, огромный головоногий моллюск обвил своими щупальцами моряка и увлек его в пучину.
Кому из мрачной троицы выносить обвинительный приговор в подобных случаях — пока неясно.
А вот оправдать одного можно — осьминог, как свидетельствуют крупнейшие исследователи, в том числе и Ив Кусто, никогда не бросается на добычу, превосходящую размеры его туловища. а оно обычно не превышает полуметра в поперечнике.
«Британия-2» идет вокруг света на веслах
Спроектированная известным английским конструктором Уффа Фоксом непотопляемая и неопрокидываемая 10,5-метровая гребная лодка «Британия-2» — та самая, на которой Джон Ферфэкс и Сильвия Кук совершили переход через Тихий океан (см. №43 сборника), в ноябре 1973 г. снова вышла в море. На ее борту — трое смельчаков, поставивших целью обойти вокруг света на веслах. Это 24-летний Дэрек Кинг, 20-летняя Кэрол Мейетон и 26-летний Питер Бод.
Как предполагают, плавание займет два с половиной — три года, включая время на три остановки для отдыха и пополнения запасов: в Панаме, в Австралии и где-нибудь в Африке.
Капитан «Британии-2» Дэрек Кинг имеет некоторый опыт гребных марафонов в открытом море: он плавал вокруг Ирландии. Дэрек заявил, что опасается лишь столкновений. «Единственное, что меня беспокоит, это существование большого числа регулярных морских линий, — говорит он. — Слишком много судов ходит теперь, полагаясь не на бдительность вахтенных, а на приборы и авторулевой»...
Кэрол, исполняющая, естественно, обязанности кока, очень важные при столь длительном плавании, собиралась еще и помогать мужчинам «в великой гребле».
Перед началом кругосветного марафона все трое долго работали, ремонтируя лодку после тихоокеанского перехода и готовя к новым испытаниям.
Как уже сообщалось в сборнике, недавно скончавшийся Уффа Фокс не успел спроектировать новую «Британию-3» специально для этого плавания трех своих соотечественников. Вот почему им пришлось воспользоваться прославленной лодкой Ферфэкса. Известно, что они усилили ее корпус, в частности — оклеили несколькими дополнительными слоями стеклопластика; в связи с ростом водоизмещения (третий член экипажа, больше запасов и снаряжения) добавлено соответствующее количество пенопласта. И вот — опять спуск на воду («второе рождение»), и «Британия-2» снова выходит в путь...
Официальный старт марафона был дан в декабре в Гибралтаре.
Новый чемпион мира по океанским гонкам
В 1973 г. чемпионом мира по океанским водно-моторным гонкам снова стал итальянец, только теперь это уже не Винченцо Балестрнсри (чемпион 1970 и 1968 годов), а впервые — Карло Бономи.
В №42 сборника мы представляли его как дебютанта английских океанских гонок Каус — Торки — Каус: тогда, это было в 1972 г.. 32-летний финансист доктор Бономи выиграл XII гонки К-Т-К. А в следующем году он был победителем уже семи зачетных океанских соревнований и, выиграв американские гонки Майами — Нассау, по очкам опередил Дона Шеда и завоевал почетный титул мирового чемпиона. В этих решающих соревнованиях Бопоми и Ричи Пауэрс, выступая на катере «Драй Мартини», прошли 184 морские мили за 2 часа 39 минут.
Пластмассовая яхта из старой надувной лодки
Подпись под фотоснимком этого довольно странного катамарана «Маленький поплавок» (из журнала «Stander» №9, 1973 г.) такая: «Подобное сооружение, или как это еще может быть названо, из надувной лодки — встретишь не часто». Как пишет в журнале Карл-Хайнц Вендель, возле этого «чудовища» всегда много любопытных; одни громко смеются, другие выразительно постукивают согнутым пальцем по лбу. Он предполагает. что оставшийся неизвестным любитель — «кустарь, явно лишенный технических знании», намучившись с ремонтом старой надувной лодки (французского производства), просто-напросто оклеил ее в несколько слоев стеклотканью па смоле. Так и получился «уникум» с каюткой «для лилипутов», оснасткой от 4-метрового швертбота-двойки «Флаинг юниор» (шлюп, парусность 9,3 м2), 3-сильным моторчиком II якорным устройством с какой-то большой яхты.
Свою статью — размышление о путях технического творчества — Вендель кончает так; «Не смейтесь, читатель! Давайте пожелаем счастливого пути новорожденному покорителю океанов!»
«Мисс Эмбасси» готовится к старту
Как уже сообщалось (см. сборник №48 за 1974 г.), на 13 океанские гонки Каус — Торки — Каус были допущены катера с газотурбинными двигателями. Специально к этим гонкам известной английской фирмой «Воспер» был построен сверхмощный газотурбинный катер «Мисс Эмбасси», фотографию торжественного спуска которого мы воспроизводим из журнала «Motor boat and Yachting».
Длина нового судна 12,8 м, ширина — 2,7 м. Корпус отформован из стеклопластика (легкого, по вдвое прочнее обычного) на основе смолы нового состава. Катер снабжен газотурбинной установкой «Гном» фирмы «Роллс-Ройс» мощностью 1000 л. с. По неизвестным причинам «Мисс Эмбасси» не участвовала в последних гонках, но специалисты и, в частности, известнейший современный конструктор катеров и не менее знаменитый гонщик Дон Шед (кстати, победитель гонки Каус — Торки — Каус 1973 г.) считает новое судно серьезнейшим конкурентом на океанской гоночной трассе.
Мировой рекорд скорости подвесным мотором
136,381 статутной мили в час (219,397 км/час) — таков новый мировой рекорд, установленный 8 августа 1973 г. Джимом Мертеном на трехточечном «Квиксилвере» (корпус фирмы «Твистеркрафт») с подвесным мотором «Меркюри» объемом 1638 см3. Это более чем на 8 км/час превышает долгое время державшийся рекорд, достигнутый на знаменитом «Старфлайте» с мотором основного конкурента фирмы «Меркюри» — «Эвинрудом» концерна «ОМС».
Другим крупным спортивным достижением, показанным с мотором «Меркюри», была победа лучшего гонщика Европы Ренато Молинари на мировом чемпионате в классе ON (1500—2000 см3) в Коблинце.