Осенью прошлого года на страницах почти всех ведущих «яхтенных» журналов мира был опубликован проект необычного тримарана. Обозреватели комментировали превосходные результаты, достигнутые на испытаниях шестиметровой модели «нерыскающего» (non-broaching) катера, обсуждали возможные перспективы применения новых обводов в будущем. Немалая дань уважения воздавалась при этом и создателю проекта — 84-летнему Уффа Фоксу.
«Возможно, что есть в наши дни яхтсмен, который никогда не слышал об Уффа Фоксе. Но можно сказать наверняка, что это будет не англичанин: в нашу эпоху «морского ренессанса» Уффа Фокс более 60 лет властвовал как «гуру» — наставник и добрый гений английских яхтсменов и конструкторов быстроходных катеров» — писал американский журнал «Rudder». И действительно, трудно переоценить вклад Уффа Фокса в дело конструирования яхт и катеров в масштабе не только Англии, но и всего мира.
Можно напомнить, что в (912 г. сконструированный им и построенный фирмой «Саундерс» 12-метровый катер «Мэпл Лиф-IV» («Кленовый лист») развил рекордную скорость 93 км/час, возвратив английским спортсменам знаменитый приз Хармсворта после нескольких лет его пребывания в Америке. Победное выступление этого глиссера открыло новую эпоху в водно-моторном спорте, положило начало новому направлению в проектировании гоночных судов.
В парусном мире Фокс известен как энтузиаст глиссирующих яхт. Первая из них — «Авенджер», построенная самим Фоксом и управляемая им, в течение первого же сезона после спуска на воду (1928 г.), взяв 57 стартов, заняла 52 первых, 2 вторых и 3 третьих места. Затем последовала целая семья «летучих» швертботов и яхт, среди которых наибольшую известность в парусном мире приобрела «Флайнг Фифтин» — 15-футовая гоночная яхта. Его швертбот «Файяфлай» был предшественником «Финна» на олимпийских играх. Но, как говорят, больше всего гордился Фокс своей 25-местной спасательной шлюпкой, которую можно доставлять к месту аварии на самолете и сбрасывать на парашюте. Не-переворачиваемая, непотопляемая, с самоотливным кокпитом, снабженная запасом провизии, воды и топлива на 1000 миль, — эта шлюпка спасла немало жизней, особенно во время войны.
Уффа Фокс хорошо известен и как автор десяти интересных книг, адресованных яхтсменам и конструкторам. Его «Common Sense of Yacht Design» и «Seamanlike Sense in Po-wercraft» изданы в ряде стран, а в Англии переиздавались по нескольку раз.
Фокс не был кабинетным конструктором. Он несколько раз пересекал океан на небольших яхточках, вплоть до 74-летнего возраста участвовал в гонках крейсерских яхт. До последних дней жизни, а умер он почти сразу после испытаний описываемого ниже проекта, Фокс сохранял ясность ума и твердость руки.
Его последним незавершенным проектом была гребная лодка для трех англичан, которые на веслах собираются обойти вокруг света. В этом проекте он развил испытанные океаном черты своих «Британии» и «Британии-II», на которых его соотечественник Ферфэкс преодолел Атлантику и Тихий океан.
В одном из последних номеров журнала «Motor Boat and Yachting» за 1972 год появилось небольшое сообщение о новом проекте скоростного катера, разработанном У. Фоксом. К маститому конструктору обратился довольно известный английский гонщик Джон Моффат с просьбой спроектировать быстроходное и мореходное судно с повышенной устойчивостью движения. Незадолго до этого катер Моффата (а это был «Сигарет» — знаменитый корпус фирмы Дона Аронау) при ходе на попутном волнении внезапно свернул с курса и затонул.
Обдумывая новый проект, Фокс занялся изучением обычных водных лыж: ведь они легко всходят на гребни волн, не выпрыгивают из воды даже при очень высоких скоростях движения. Их относительная длина (L/В≈12) вчетверо, а относительная скорость вдвое больше, чем у современных быстроходных катеров. Благодаря этому длинные и узкие лыжи малочувствительны к изменению угла атаки, сравнительно мягко воспринимают нагрузки, да и сама сила удара о волну относительно невелика.
Гидродинамическая подъемная сила на лыже достигает максимума при скоростях, значительно превышающих предельные скорости обычного глиссирующего корпуса. А ведь как раз приближение к максимальной величине подъемной силы и таит в себе наибольшую опасность для быстроходного катера: под действием какого-либо возмущения он может внезапно взлететь и даже перевернуться.
Фокс не был первым, кто обратил внимание на положительные качества гидролыж. Было создано несколько проектов и даже построен ряд судов, основанных на использовании принципа гидролыжи. С одним из таких судов — «Морским ножом» Питера Пэйна читатели сборника могли познакомиться в 38 номере. Воплотив в себе многие положительные качества гидролыжи, «Морской нож», однако, обладал малой начальной остойчивостью, сильно зарыскивал при попутном волнении, не говоря уже о недостаточной вместимости и низких эксплуатационных характеристиках.
Корпус катера Фокса теоретически свободен от недостатков «Морского ножа». Он спроектирован с отношением длины к ширине, равным 3,5, т. е. обычным для глиссирующих катеров, но как бы поставлен на три гидролыжи — одну центральную и две боковые, с округлыми тоннелями между ними. Другими словами, идея Фокса и состоит в том, что глиссирующей поверхности днища придана форма не одной лыжи (как на «неустойчивом» «Морском ноже»), а трех лыж — параллельных и с одинаковой шириной по всей длине катера.
В дальнейшем будем говорить о построенной по этому проекту Уффа Фокса 6,4-метровой опытной лодке — модели (можно полагать, в масштабе 1/2) будущего катера для океанских гонок.
Ширина всех трех лыж 288 мм. Сходство их с обычными водными лыжами подчеркивается и очень плавным подъемом-закруглением в носовой части (на длине 2,13 м), напоминающим носки лыж, и постоянством угла атаки на остальной части длины. Точнее говоря, постоянный угол атаки, равный 2,5°, имеет центральная лыжа от начала закругления до транца и боковые — от начала закругления до миделя. Здесь, на миделе, на них сделан поперечный редан высотой 51 мм, а в корму от редана их глиссирующим поверхностям придан несколько больший (но опять-таки постоянный) угол атаки в 3,5°.
Своды тоннелей между лыжами имеют постоянный радиус закругления 180 мм, причем наружные стенки, сопрягающиеся с боковыми лыжами, вертикальны, а внутренние — имеют угол внешней килеватости 30°, как и на обычном «глубоком V».
На стоянке корпус погружен в воду до верхней части тоннелей у транца. При установившемся же глиссировании катер скользит на лыжах при высоте верха кормовых сводов над водой около 0,15 м.
На проведенных испытаниях лодка Фокса с двумя 25-сильными «Эвинрудами» развила скорость 38 узлов (70,3 км/час). Все ожидания конструктора оправдались. Лодка не выскакивала из воды даже при полной скорости хода, плавно всходила на волну; ударные нагрузки были невелики даже при резкой встрече с волной (ведь общая площадь узких плоских участков днища сравнительно невелика).
При ходе на волнении лодка хорошо держалась на курсе, не зарыскивала и не зарывалась. Это наводит на мысль, что центр давления, у обычных глиссирующих корпусов при таком режиме движения перемещающийся в нос, у катера Фокса располагается ближе к корме и потому не возникает опасного момента (сил упора и давления), разворачивающего судно лагом к волне.
При ходе на небольшом волнении смоченными оставались лишь небольшие кормовые участки центральной (на длине около 2,6 м) и боковых (около 0,6 м) лыж.
Естественно, что только сочетание трех лыж — трех своеобразных узких глиссирующих корпусов позволило достичь устойчивости на курсе, интенсивного демпфирования бортовой качки, хорошей остойчивости (как статической, так и на циркуляции). Дополнительные преимущества дает и динамическая воздушная подушка, создаваемая встречным потоком воздуха в тоннелях; она дополнительно разгружает корпус, уменьшая смоченную поверхность и осадку, смягчает удары о волну, обеспечивает устойчивость движения и способствует увеличению скорости. Здесь же, в тоннелях, концентрируются вырывающиеся из-под лыж буруны и брызги, что также создает какой-то прирост подъемной силы.
Интересной особенностью тоннелей является полное отсутствие плоских участков на их поверхности. А ведь именно широкие плоские поверхности днища современных «тоннельных судов» — гоночных катамаранов и не позволяют им поддерживать высокую скорость при сильном волнении: слишком велика сила ударов.
Как заявил автор проекта, им выполнены разработки таких корпусов различной длины — от 4,6 до 18 м. Он настоятельно рекомендует именно двухмоторный вариант. Очевидно, высокого эффекта работы винтов можно добиться, только располагая их сразу же за тоннелями и применяя полу погруженный режим работы гребных винтов.
Выбранная для испытаний двухцилиндровая модель мотора «Sportster-25» — наиболее быстроходная из серийно выпускаемых моторов фирмы «Эвинруд». Бесспорно, мощность двигателей может быть увеличена, что даст дополнительный прирост скорости.
Фокс предполагал, что опытная лодка длиной 6,4 м может успешно ходить и под двумя моторами мощностью всего по 9,5 л. с., развивая скорость до 40 км/час.
О слабых сторонах нового судна говорить пока трудно. Будущие испытания, а возможно и участие в гонках позволят более объективно судить о преимуществах и недостатках нового, бесспорно, очень интересного проекта.