По моему замыслу, это должна была быть легкая глиссирующая лодочка, на которой можно прогуляться с «ветерком» вдвоем; но в то же время она должна, быть приспособлена для спортивной рыбной ловли спиннингом. Другие требования к конструкции определялись так:
- вес лодки не выше 35—40 кг;
- лодка должна быть непотопляемой, обладающей высокой статической остойчивостью (ведь на ней приходится вставать во весь рост) и достаточной для плавания по Волге мореходностью;
- скорость под «Ветерком-12» не менее 30—35 км/ч;
- просторный кокпит с ровным сплошным пайолом, где во время рыбалки и прогулок ничто не должно мешать, но все должно быть под рукой;
- лодка должна быть оборудована для постоянного хранения в ней всех рыболовных принадлежностей, запчастей и инструмента для мотора;
- аэродинамическое влияние лодки на устойчивость движения автомобиля при скорости 80—90 км/ч должно быть минимальным;
- вид лодки на багажнике не должен ухудшать элегантность «Жигулей»;
- лодка должна быть приспособлена для хранения в гараже под потолком.
Основные данные мотолодки-картоп с обводами Фокса
Длина наибольшая, м | 2,8 |
Ширина наибольшая, м | 1,25 |
Высота борта с комингсами, м | 0,52 |
Ширина каждой из трех лыж, м | 0,14 |
Вес корпуса без сланей и комингсов, кг | 37 |
Пассажировместимость, чел. | 2 |
Я пришел к выводу, что наилучшим образом этому комплексу требований удовлетворяют обводы саней Уффа Фокса, позволяющие сочетать высокую скорость, хорошую остойчивость, просторный кокпит. За прототип были взяты «саночки» Ш. Питера (сборник №53). Размерения лодки определялись ее проработкой совместно с автомобилем. При высоте борта 0,5 м, требуемой по условиям мореходности, расчетный вес лодки превысил 40 кг, а выглядела она на крыше автомашины тяжелой и громоздкой. Тогда я решил сделать собственно корпус высотой 0,38 м (по высоте транца под мотором), а необходимую высоту борта обеспечить установкой съемных комингсов высотой 0,14 м.
Шпангоуты я вырезал из 8-миллиметровой авиационной фанеры; транец по всей ширине подкрепил доской 25X180. В остальном конструкция лодки традиционная. Сборка набора и обшивка его фанерой велась на эпоксидной смоле ЭД-5 с запрессовкой оцинкованными шурупами 2X15.
С некоторыми трудностями пришлось столкнуться при зашивке носовой части тоннеля, где имеется двойная кривизна. Пришлось применить временные технологические радиусные подставки — лекала — изнутри корпуса и зашивать эти участки днища полосами фанеры шириной 50—60 мм со срезом боковой прилегающей кромки каждой полосы на ус для соединения со смежной полосой. Готовый корпус был оклеен слоем стеклоткани (на лыжах были уложены по два слоя).
В носовой части (до шп. 1) оборудован рундук-багажник со съемной крышкой, который используется также и как полумягкое сиденье. Изнутри борта заклеены плитами пенопласта (толщиной 30 мм) таким образом, что получились открытые карманы для хранения мелких предметов снабжения и личных вещей.
Слани сделаны из фанеры ФСФ толщиной 4 мм и подкреплены брусками 15X20, поставленными на ребро через 100—120 мм. Четыре секции сланей крепятся к корпусу при помощи пружинных защелок.
Комингсы соединяются между собой простым замком с поворотом на 90°, а к корпусу крепятся пружинными защелками. Установка сланей и комингсов занимает 10—15 мин. Один человек без особых усилий может погрузить лодку или снять ее с машины. Правда, нужна некоторая сноровка. Лодка ставится на транец и прислоняется к боку машины с опорой на уголок багажника. Затем она вталкивается вверх — на багажник поперек его, а потом уже разворачивается вдоль машины. Укладываются в кокпит слани и комингсы, лодка крепится к багажнику шнуром. Разгрузка производится в обратной последовательности.
Первые же выходы на лодке с мотором «Ветерок-12» показали, что все помещаемые в сборнике восторженные отзывы любителей об обводах Уффа Фокса вполне справедливы и применительно к столь малой лодке. Замеров скоростей я не делал, но могу сказать, что с двумя человеками на борту она легко выходит на глиссирование и даже обходит «Казанку» под «Вихрем» с такой же нагрузкой, т. е. наверняка развивает свыше 40 км/ч.
На первых испытаниях лодка с одним водителем шла с большим дифферентом на корму, хотя достаточно было водителю переместиться вперед, как этот дифферент исчезал и лодка начинала глиссировать на пятках лыж, Признаться, это не было неожиданностью. Еще раньше я изготовил и теперь установил в продолжение боковых лыж транцевые плиты длиной 0,35 м. Выход на глиссирование стал плавным; на полной скорости лодке идет с дифферентом на корму в 2—3°, транцевые плиты погружены в воду на 30—40 мм.
При резком сбросе газа вода через транец не попадает, остается еще запас его высоты 100—150 мм.
Рыбачить в такой лодке — большое удовольствие, она остойчива и просторна.
Регулярно выезжая на рыбалку за 60—100 км, я не замечал, чтобы лодка, закрепленная на багажнике, ухудшала ходовые качества автомобиля. А на скоростях более 80 км/ч двигатель стал даже более «приемистым»: очевидно, сказываются и аэродинамические подъемные силы, которые на такой скорости начинают превышать вес лодки и как бы разгружают автомобиль.