Отметим, что в числе представленных работ значительную часть составляют проекты катамаранов: высокая остойчивость двухкорпусных судов позволяет обойтись без балласта, упрощается решение многих вопросов.
Надувной катамаран «Азов»
Судно спроектировано и построено в 1971 г. Л. П. Голубичным, Е. Г. Артыновой и В. М. Черной. Поскольку предназначено оно для водного туризма, основное внимание авторов было уделено вопросам транспортабельности. Для максимального снижения веса каркаса при обеспечении достаточной прочности применена довольно сложная стержневая система. Вес мостика с экипажем три человека и мачтой передается на корпуса при помощи десяти поперечных опор, концы которых крепятся к стрингерам, уложенным на поплавки и стянутым между собой дополнительными связями. Система допускает взаимные вертикальные перемещения одного корпуса относительно другого (до 800 мм в носу) без ущерба для прочности. Между связями каркаса палубы уложены блоки пенопласта, которые одновременно служат и жестким настилом и элементами плавучести.
Основные данные катамарана «Азов»
Длина наибольшая, м | 5,3 |
Ширина наибольшая, м | 2,4 |
Диаметр надувных корпусов, мм | 400 |
Масса (с оборудованием), кг | 70 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Площадь парусов, м2: | |
грот | 7 |
стаксель | 3 |
генуэзский стаксель | 7 |
Надувные поплавки изготовлены из обрезиненного однослойного капрона на клее К-4508 с добавлением клея лейконата и имеют по шесть отсеков.
Мачта высотой от КВЛ 6,1 м из дюралюминиевых труб встает на степс-диафрагму, поднятую на четыре подкоса-опоры. Такой способ крепления мачты позволил отказаться от мощной поперечной под-мачтовой балки и освободил для использования всю площадь «палубы» (5,6 м2). Гибкость мачты и эластичность вант подобраны таким образом, чтобы при шквале мачта изгибалась подобно хлысту; при этом паруса почти складываются, кренящий момент резко уменьшается.
Подмачтовые опоры служат также каркасом полузакрытой мягкой рубки; ее носовые «сектора» сделаны из прозрачной нейлоновой пленки, боковые стенки — из серебрянки. Катамаран оборудован съемным тентом, пристегивающимся к рубке.
Для перевозки общественным транспортом катамаран укладывается в два пакета с габаритами 2000х400x300 и 500x500x300 мм; для перевозки на багажнике легковой автомашины — в один пакет 2350x1000x300 мм. Авторы уже побывали на нем на Волге, на Азовском море, Волгоградском, Киевском и Кременчугском водохранилищах, на Рижском заливе. Приходилось плавать им и под мотором «Салют» (скорость до 12 км/ч) и на веслах. Благодаря подрезанной форме носов и гибкости каркаса катамаран успешно преодолевал и 1,5-метровую морскую волну, и 1-метровую крутую волну мелководья. При столкновении с препятствием поплавки легко деформируются без повреждений. За все время эксплуатации не было ни одного прокола.
И еще одно достоинство: при плохой погоде не надо искать укрытия — катамаран поднимается на берег. Оценивая этот проект, нельзя не отметить продуманность конструкции и тщательность ее воплощения, однако изготовление подобной системы с гибким каркасом и рангоутом представляется очень сложным делом.
Парусно-моторный надувной катамаран «Золотая лань»
Этот проект Ю. А. Стрелкова многим похож на предыдущий. Он также может быть использован и для походов выходного дня, и для дальних туристских плаваний, для рыбалки.
Основные данные катамарана «Золотая лань»
Длина наибольшая, м | 4,3 |
Ширина наибольшая, м | 2,2 |
Диаметр надувных корпусов, мм | 500 |
Высота борта, м | 0,6 |
Масса (с оборудованием), кг | 80 |
Площадь парусов, м2: | |
грот | 4,4 |
стаксель | 3,2 |
Конструкция мостика — складная; в сложенном виде он представляет собой пакет с габаритами 2000x1250x400 мм. Каркас моста изготовляется из дюралюминиевых труб ∅32X1,5, соединенных при помощи сварки или тройников.
Можно либо использовать в качестве надувных корпусов баллоны, выпускаемые Уфимским заводом РТИ, либо изготовить их самостоятельно: внутренний баллон склеивается из детской клеенки, наружный — сшивается из брезента. Для повышения надежности поплавки делятся диафрагмами на три отсека. К мостику поплавки крепятся при помощи ремней.
В носовой части (до мачты) ставится палатка-рубка. Каркас ее также сделан складным из трубок. Фанерный пол рубки (размерами 2040x1525) пришнуровывается к трубам мостика медной проволокой ∅2 мм. По периметру пайола ставятся кнопки для крепления краев стенок палатки.
Для хранения снаряжения на корме расположены два фанерных рундука (750x400x350); одновременно они служат сиденьями.
Мачта имеет высоту 5,3 м. ПМ «Салют» навешивается на кормовую балку мостика.
Конструкция этого катамарана, конечно, более приемлема для самостоятельной постройки, однако проект «Золотой лани» еще не реализован, и многие детали нуждаются в проверке.
Яхта минитонного класса «Мальва»
Авторы проекта И. Е. Перестюк и В. В. Романовский, основываясь на отечественном и зарубежном опыте, пришли к выводу, что наибольшей популярностью у нас могли бы пользоваться яхты на три-четыре человека, пригодные как для участия в гонках, так и для крейсерских плаваний, имеющие хорошие мореходные качества и достаточно высокий уровень комфорта, т. е. удобные спальные места, относительно просторную каюту, камбуз. Этим требованиям могут удовлетворять яхты длиной не менее 6,0—6,5 м и, в частности, яхты «минитонного» класса (фиксированная величина гоночного балла по IOR — 16 футов).
Основные данные яхты «Мальва»
Длина наибольшая, м | 6,5 |
Длина по КВЛ, м | 5,95 |
Ширина наибольшая, м | 2,40 |
Ширина по КВЛ, м | 1,97 |
Водоизмещение по КВЛ, т | 1,30 |
Вес балласта, т | 0,30 |
Площадь парусов, м2: | |
грот | 8,6 |
стаксель | 8,8 |
максимальная | 25 |
Балласт расположен в постоянном плавнике высотой 0,7 м. Увеличение габаритной осадки при таком решении до 1,1 м (даже меньше, чем у «компромисса» «Ассоли») окупается простотой постройки, а главное — безопасностью плавания, что особенно важно для начинающих яхтсменов и семейных экипажей.
Общее расположение яхты традиционно: в носу — общее спальное место, в средней части под рубкой — платяной шкаф, камбуз, два спальных места. Использование внутреннего пространства облегчается благодаря широкому сдвижному люку. В корме — место для хранения подвесного мотора и запасов.
Непотопляемость обеспечивается пенопластом, размещенным в виде блоков в оконечностях и в виде теплоизоляции под настилом палубы и крышей рубки.
Обводы разработаны с максимально возможным упрощением; например, радиус закругления скулы принят постоянным почти по всей длине корпуса; это повышает технологичность конструкции, но не приводит к заметному ухудшению мореходных качеств яхты. Конструкция сварного корпуса также сделана простой и технологичной, число деталей набора сведено к минимуму. Предусмотрено применение сплава АМг-5В, хорошо сваривающегося и имеющего высокую коррозионную стойкость.
Применена продольная система набора с редко расставленными поперечными связями: это всего три флора в плоскостях мачты, кормовой кромки плавника и кормовой стенки рубки. Продольный набор составляют вертикальный киль (полособульб № 6 и 10), две днищевые балки (полоса) в р-не шл. 4—8 и два бортовых стрингера из угольника 4x30x40 (или полособульба № 4). Под мачтой установлен высокий бимс, подкрепленный кницами и двумя наклонными пиллерсами ∅45X2. Толщины обшивки: 4 мм — по днищу, 3 мм — по борту; настил палубы (со сломом в ДП) и рубка собраны из листов толщиной 4 мм.
Плавник сварен из двух листов, пространство между которыми заполняется металлическими отходами; в качестве балласта может быть применена и чугунная отливка того же веса.
Для изготовления мачты предусмотрено использовать трубу ∅105X2,5 и полособульб № 5 для образования ликпаза.
Авторы детально продумали технологию постройки яхты и считают, что ориентировочная стоимость ее при серийном производстве составит около 3300—3500 руб. Они отмечают, что проект «Мальвы» по своим характеристикам вполне соответствует современным требованиям, предъявляемым к крейсерско-гоночной яхте таких размерений, и может быть освоен в производстве любым предприятием, имеющим дело со сборкой и сваркой конструкций из алюминиево-магниевых сплавов.
Швертбот «Сень-2»
Швертбот спроектирован Э. Н. Курышевым как массовое парусное судно для водного туризма с учетом возможности эксплуатации в различных климатических районах. Бесспорным достоинством проекта является то, что в его основу положен проект швертбота «Сень», который построен автором в 1974 г. и прошел тщательные испытания; на основе накопленного опыта эксплуатации были внесены соответствующие изменения.
Основные данные швертбота «Сень-2»
Длина наибольшая, м | 5,65 |
Длина по КВЛ, м | 4,83 |
Ширина наибольшая, м | 2,16 |
Ширина но ватерлинии, м | 1,70 |
Высота надводного борта на миделе, м | 0,83 |
Водоизмещение, кг | 1000 |
Площадь парусов, м2: | |
грота | 6,9 |
стакселя | 7,4; 9; 13 |
Учтена специфика туристских плаваний с преодолением мелководья, частыми подходами к необорудованному берегу, перевозкой судна по суше, а то и переброской волоком. При малых главных размерениях конструктор старался сделать рубку и кокпит возможно больших размеров. В итоге было принято решение сместить в корму центр парусности и центр бокового сопротивления, чтобы отказаться от традиционного размещения швертового колодца в рубке. Перемещение колодца в самоотливной кокпит перераспределило веса; в дне кокпита образовалась сливная щель. Оказалось возможным разработать и вариант с установкой съемного плавника с бульбом, т. е. превратить швертбот в яхту. Плавник пропущен через швертовый колодец. Крепление бульба сделано таким образом, что при необходимости можно прямо из кокпита сбросить его или произвести его демонтаж. Для уменьшения дрейфа в конструкцию плавника может быть введен закрылок.
Мачта сделана А-образной из алюминиево-магниевого сплава.
Обводы корпуса рассчитаны на серийную постройку из стеклопластика. Конструкция корпуса обычна для пластмассового судна таких размерений. Детально продумана конструкция коробчатого киля шириной на миделе 500 мм: эта формуемая заодно с днищевой обшивкой жесткая наделка служит местом размещения балласта, упрощает волок яхты и одновременно уменьшает дрейф (как показал опыт, оказывается возможным с полностью поднятым швертом проходить в лавировку водоросли и мелководье; осадка при этом составляет 0,3 м вместо 1,2). Кроме того, такая конструкция киля-наделки удобна для размещения в нем малогабаритного стационарного двигателя.
Общее расположение швертбота — традиционное.
Автор проекта, будучи по профессии архитектором, большое внимание уделил разработке конструкции и внешнему виду судна. Рубка имеет обтекаемую форму; боковые стенки, соединяясь у привального бруса с корпусом, увеличивают его жесткость. Прочность рубки оказалась достаточной, чтобы не вводить в конструкцию подмачтовые пиллерсы и усиленные бимсы. При критических углах крена создается восстанавливающий момент благодаря вхождению в воду части рубки. Размеры ее вполне приемлемы: высота у входа — 1400 мм, ширина около 2000 мм. Общая длина коек по борту (3600 мм) может быть увеличена за счет «гробов».
Подвесной мотор устанавливается в колодце; при необходимости колодец закрывается вставным стаканом с резиновым уплотнением по фланцу.
Опыт эксплуатации швертбота, послужившего прототипом, показывает, что он хорошо отцентрован (можно оставлять руль), мягко идет по волне, достаточно круто идет в бейдевинд, несмотря на значительную высоту надводного борта и площадь рубки.