Информация об изображении
«Малютка-2» во время XII Всесоюзных соревнований на приз сборника в г. Лиепае
Разборная лодка «Малютка», выпускаемая промышленностью уже около десяти лет, хорошо известная нашим любителям-рыболовам и охотникам, в какой-то мере уже устарела и не соответствует сегодняшним возросшим требованиям, в частности — по внешнему виду и обводам. Размерения лодки так малы, что в некоторых ситуациях (например, в момент посадки в нее неопытного человека или при встрече с волной от прошедшего мимо катера) остойчивость ее оказывается на опасном нижнем пределе. Любые попытки установить на нее 2-сильный подвесной моторчик или простейший парус сопряжены с большим риском.
«Малютка-2» во время XII Всесоюзных соревнований на приз сборника в г. Лиепае
Как неоднократно отмечалось на страницах сборника, назрела потребность в разработке новой, более надежной, а главное — более вместительной и пригодной для туризма и прогулок лодки, на которой можно было бы плавать вдвоем, на которую можно было бы без опаски вешать «Салют». Многие любители (см., например, сборник №68) стали самостоятельно переделывать сугубо одноместную гребную «Малютку» в более крупную двухместную мотолодку, что сразу же заметно расширило область ее использования: гребной челнок стал пригоден и для «дальних» походов на веслах, и под мотором.
Основные данные двух трехсекционных лодок «Малютка» и «Малютка-2»
«Малютка» | «Малютка-2» | |
Длина наибольшая, м | 1,97 | 2,71 |
Ширина наибольшая, м | 0,80 | 1,11 |
Высота борта в носу/на миделе/на транце, м | 0,30 | 0,41/0,40/0,38 |
Высота надв. борта при полной нагрузке, м | 0,20 | 0,21 |
Полезная грузоподъемность, кг | 100 | 180 |
Пассажировместимость, чел. | 1 | 2 |
Допустимая мощность ПМ, л. с. | — | 2 |
Скорость с полной нагрузкой под ПМ «Спутник», км/ч | — | 9 |
Водоизмещение в полном грузу, кг | 120 | 231 (с ПМ) |
Вес с оборудованием и снабжением, кг | 20 | 36 |
Размеры пакета, м | 0,8x0,65x0,3 | 0,92x1,4x0,45 |
В настоящее время подготовлена к серийному производству новая модель — «Малютка-2». Она сохранила такие достоинства привычной «Малютки», как малые габариты в разобранном виде, неприхотливость в эксплуатации, удобство хранения. Конечно, существенное увеличение размерений — длины (на 740 мм), ширины (на 310 мм) и высоты борта (на 100 мм) — привело к соответствующему изменению веса (с 20 на 36 кг), однако конструкторы «Малютки-2» считают, что преимущества новой модели с лихвой искупают это утяжеление. (Тем более, что, как показывают опросы владельцев, и лодки первой модели чаще всего перевозили на автомобиле).
Практически получилась совершенно универсальная лодка — секционный вариант мини-моторки, рассчитанный на транспортировку на верхнем багажнике малолитражки. Обводы «Малютки-2» имеют очень мало общего с обводами «Малютки». Значительно повышена остойчивость: как при посадке в лодку, так и на ходу пассажиры чувствуют себя уверенно. Разрешено плавание в прибрежных зонах больших озер и водохранилищ при высоте волны до 0,25 м с удалением от берега до 300 м.
Внешний вид «Малютки-2» лаконичен и современен. Конструкторы позаботились и о том, чтобы пакет (лодка в разобранном виде), уложенный на багажник, гармонировал с внешним видом отечественных легковых автомобилей.
Корпус новой лодки, как и корпус первой модели, собирается из трех секций, изготовленных сварными из легкого коррозионно-устойчивого алюминиево-магниевого сплава АМг-5М. Упрощенные обводы корпуса обеспечивают высокую технологичность конструкций. Толщина наружной обшивки — 1,5 мм, транца — 2 мм. Внутренняя и наружная поверхности корпуса, весла и сиденья окрашиваются эмалью ПФ-115 контрастных цветов, причем предусмотрено несколько вариантов окраски.
Соединение секций между собой выполняется при помощи 18 шпилек, проходящих через жесткие фланцы, приваренные по стыкам секций, и 36 гаек-барашков. Водонепроницаемость обеспечивается прокладкой из губчатой резины, которая укладывается между фланцами. Два блока из пенопласта ПС-4, прикрепляемых к днищу специальными резиновыми ремнями, обеспечивают непотопляемость лодки и служат одновременно сиденьями для пассажиров.
«Малютка-2» снабжается парой весел с уключинами, черпаком, транцевой накладкой толщиной 40 мм (навешиваемой на транец при установке подвесного мотора) и двумя кронштейнами для крепления рыболовных удочек. Для возможности регулировки дифферента при различных вариантах нагрузки устанавливаются две пары подуключин, а сиденье гребца можно перемещать вдоль лодки.
«Малютка-2» успешно прошла всесторонние испытания, включая ресурсные; при различных погодных условиях на ней пройдено немало километров по Неве. Опытные образцы новой лодки демонстрировались в Лиепае во время соревнований на приз сборника, экспонировались на ВДНХ на оптовой ярмарке и в Ленинграде — в специализированном магазине. Всюду «Малютка-2» вызывала большой интерес.
Розничная цена «Малютки-2» — 145 рублей. В 1979 г. планируется выпустить 1220 лодок новой модели.
Параллельно будет продолжаться и выпуск старой одноместной «Малютки». В связи с тем, что в дальнейшем предусматривается разработка улучшенного — модифицированного варианта одноместной «Малютки», конструкторы будут благодарны читателям сборника — владельцам лодки — за советы и пожелания.