«Почему не пошла в производство уфимская надувная байдарка»? — спрашивают М. Седлецкий (Казахстан), Д. Серебров (Запорожье), В. Здасюк (Уфа), В. Кириллов (Волгоград) и многие другие читатели. «Странно и абсолютно непонятно: неужели кто-нибудь думает, что двухместные надувные байдарки не имели бы спроса?» — недоумевает Р. Цемгал (Моск. обл.).
«Почему перестали продавать польскую «Саламандру», ничего своего не подготовив взамен? Ведь не то что туристских байдарок, но и обещанных пять лет назад «Дельфинов» и «Айгулей» в магазинах как не было, так и нет», — возмущается В. Панченко (Зеленоград).
«Конечно, хорошо, что десять лет выпускают «ЛГН-2», адресованную в первую очередь рыболовам. Но турист на ней может в лучшем случае — сплавляться по течению. А где же настоящая весельная надувнушка? Пока ее ждешь, состариться успеешь!» — констатирует С. Конев (Москва).
Мы передаем эти укоризненные вопросы «Главрезинопрому» и Миннефтехиму и надеемся, что в скором времени все-таки сможем, порадовать читателей информацией о запуске в производство той или иной из подготовленных к выпуску надувных лодок.
А пока знакомим с новой работой ярославских конструкторов. Две публикуемые ниже заметки показывают, что «Ласточка» представляет собой интересную и перспективную основу для решения проблемы весельной прогулочно-туристской надувнушки. Отмечены и сильные и слабые ее стороны, теперь важно, чтобы ПО «Ярославрезинотехника» имело соответствующий стимул для логического завершения работы — доводки лодки и запуска ее в производство.
Хотелось бы, опираясь на мнения многих наших корреспондентов, высказать одно пожелание. В первую очередь рассчитывать эти лодки надо не на участников соревнований по слалому или тех туристов-спортсменов, которые покоряют горные реки, а на самую массовую категорию туристов, сочетающих походы выходного дня с отпускными плаваниями по маршрутам I—II категорий сложности. Вряд ли им стоит навязывать юбки и фартуки, а вот сделать лодку более вместительной, более остойчивой (чтобы не понадобилась «опора на весло»), снабженной хорошими веслами, удобными надувными сиденьями со спинками, ремешками для крепления рюкзаков и т. п. «мелочами», — действительно надо.
В дальнейшем, мы предполагаем вернуться к вопросу о том, какой должна быть наша серийная надувная байдарка: редакция получила «Ласточку» в опытную эксплуатацию и этим летом уже проводились ее испытания «на мерной миле «КиЯ»».
Первая попытка создания отечественной надувной байдарки была предпринята Уфимским заводом РТИ еще в 60-х годах. «Уфимка» (под таким названием лодка была представлена на испытания) имела четыре баллона — по два на борт, .надувные днище, сиденья и спинки. При длине около 4 м и ширине 0,8 м она весила неправдоподобно мало — около 10 кг. На Мете и Черемоше «Уфимка» достаточно успешно прошла испытания, но, к сожалению, доработана и запущена в серию так и не была из-за сложностей с получением нужных материалов и большой трудоемкостью изготовления.
В ПО «Ярославрезинотехника» проделали большую работу, начав с нуля и ориентируясь на реальные возможности производства. Подобрали удачный материал — достаточно прочный и относительно легкий, яркой окраски. Разработали оригинальную конструкцию, позволяющую применить высокопроизводительную технологию. «Корпус» байдарки монтируется из двух половин. Каждая половина изготовляется из двух полотнищ, склеенных между собой и включающих два бортовых баллона и три баллона днища. Отдельно изготавливаются три секции надувной деки.
Разработаны проекты и изготовлены опытные образцы одно- и двухместной надувных байдарок типа «Ласточка». Их создатели учли пожелания наших туристов-водников и опыт выпуска подобных лодок за рубежом.
Новые байдарки превосходят по надежности хорошо известную у нас польскую «Саламандру», так как имеют не одинарное, а двойное надувное дно, а кроме того — еще и развитую надувную деку (на «Ласточке-2» не только в оконечностях, но и между гребцами). При некоторой доработке они будут соответствовать уровню лучших зарубежных образцов. Для подтверждения этого вывода приводим основные данные «Ласточек» в сравнении с данными ряда лодок производства ЧССР и ПНР. Малый вес, транспортабельность, простота хранения, сборки и разборки обеспечивают новым прогулочно-туристским судам отличные эксплуатационные свойства, даже несмотря на некоторое ухудшение ходовых качеств по сравнению с каркасными байдарками. «Ласточки» имеют привлекательный внешний вид.
В июле 1976 г. на Москве-реке проводились предварительные испытания «Ласточек», во время которых был выявлен ряд недостатков конструкции и выработаны рекомендации по их устранению. Так, были убраны наружный шов на днище и шприцованные детали на штевнях, усилены места креплений участков деки, расположенных за спиной гребцов.
Серьезным экзаменом для «Ласточек» явились первые эксплуатационные испытания на р. Черный Черемош в мае 1977 г. в условиях соревнований по технике водного туризма. Испытания проводились водной секцией ЦС по туризму и экскурсиям совместно с отделом снаряжения Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории туризма , и экскурсий. Примененная при этом «Программа и методика испытаний туристских байдарок» была разработана во ВНИЛТЭ в соответствии с ГОСТ 19356—74.
Черный Черемош в мае — отличный испытательный полигон. Это типичная горная река III категории сложности. Программа соревнований, длившихся три дня, включала сплав от села Зеленое до порога Дземброня (около 35 км), прохождение слаломной трассы с воротами в районе этого порога (около 500 м с рядом ступеней и крупными стоячими волнами) и сплав до села Устерики с прохождением остальных препятствий (около 40 км).
Каждый испытатель после прохождения определенного участка маршрута заполнял анкету, в которой давал оценку по всем основным характеристикам байдарки. Таким образом, но результатам обработки этих экспертных оценок были получены обобщающие данные о свойствах «Ласточек».
Отмечено, что «Ласточка-2» обладает хорошими начальной остойчивостью и маневренностью, удовлетворительной ходкостью и устойчивостью на курсе. Остойчивость байдарки «Ласточка-1» и поведение ее в сложных условиях требуют дополнительных, более тщательных испытаний. Обе байдарки легко ремонтировать в походных условиях. Специально проверялась непотопляемость лодок: даже при нарушении герметичности всех четырех независимых камер (по две на борт и днище) байдарка оставалась на плаву благодаря надувным отсекам деки.
Одним из основных недостатков, выявленных в процессе испытаний, является попадание внутрь корпуса воды при заливании деки в стоячих волнах, несмотря на большую «запалубленность». Несложная доработка конструкции фартука с введением жесткого или надувного обруча и применение юбок для гребцов расширили бы область использования байдарок: их можно было бы смело рекомендовать и для походов повышенной категории сложности, и для соревнований по технике водного туризма, что, в свою очередь, значительно увеличило бы спрос на них. Снабдив байдарку обручами, можно было бы на 60—80 мм снизить общую высоту борта, так как сейчас она обладает повышенной парусностью (это дало бы и выигрыш в весе около 10%!).
Снабженная фартуком и юбкой самодельная надувная байдарка, привезенная из Одессы, успешно прошла всю трассу соревнований, в то время как из «Ласточки» приходилось выливать воду после каждого порога. Просторный обруч не затрудняет посадку в байдарку и размещение багажа, не усложняет ее упаковку. (Попутно отметим, что с появлением надувных байдарок в программу соревнований по технике водного туризма стоило бы ввести новый класс судов; они проходили бы трассу с воротами, участвовали в водном ралли, осуществляли «эскимосский переворот» и т. п.).
Общим недостатком всех надувных байдарок является их относительно небольшая грузовместимость — ограниченная возможность размещения багажа для длительных путешествий. Можно рекомендовать повысить грузовместимость и обитаемость, несколько увеличив общие размерения байдарки, т. е. создать новую ее модификацию. Есть и другое решение: размещение части багажа внутри двух верхних бортовых баллонов (имеется авторское свидетельство).
Испытания показали, что байдарки желательно снабдить петлями для крепления буксировочного конца и багажа в кокпите, предохранительными воздушными клапанами, более удобными упаковочными чехлами и более производительной помпой, веслами лучшего качества, запасными пробками (1—2 шт.); совершенно необходима подробная инструкция по эксплуатации.
В заключение отметим, что общая оценка наших первых «ласточек» хорошая. Такие лодки найдут широкий спрос у туристов-водников, охотников, рыболовов и многих любителей прогулок по воде. Все пожелания и рекомендации по повышению качества лодок переданы разработчику. Отдел снабжения ВНИЛТЭ и общественная комиссия по туристскому снаряжению окажут всяческое содействие в завершении этой работы.
Для определения долговечности материала и соединений запланировано проведение отдельных ресурсных испытаний.
Мнение туриста-водника
Мне довелось участвовать в предварительных эксплуатационных испытаниях двухместной «Ласточки» в 200-километровом походе по реке Керженец (Горьковская область) в группе каркасных байдарок. Остойчивость «Ласточки-2» несколько меньше, чем у «Салютов», но вполне достаточна для плавания по спокойной воде. В то же время требуется осторожность при посадке в байдарку и при резких отклонениях корпуса гребца (например, от нависающих ветвей). При выходе на Волгу в ветреную погоду при волнении высотой около 0,5 м на курсах под углом к бегу волны приходилось пользоваться опорой на весло, что требует уже определенных навыков от экипажа. Сказывалась также и большая высота борта — дрейф был заметно больше, чем у каркасных байдарок, постоянно приходилось подгребать с одного борта.
Исходя из времени, затрачиваемого на прохождение одного и того же расстояния, можно было сделать вывод, что средняя скорость надувной байдарки примерно на 20% ниже, чем каркасных.
Надувная байдарка хотя и чаще задевала дно, но легче преодолевала песчаные мели. Естественно, что она гораздо удобнее для обноса препятствий по суше и т. п. Надежность ее даже выше, чем наших привычных «Салютов» с их легко уязвимыми сочленениями и протирающейся на стрингерах оболочкой. К концу похода никаких следов протирания оболочки на «Ласточке» замечено не было, хотя обращались мы с лодкой гораздо хуже, чем обычные туристы.
Распаковать и подготовить байдарку к плаванию удается за какие-нибудь 10 мин, а «сдуть» и упаковать ее снова, разумеется — без просушки, можно и вдвое быстрее.
Основной вывод, что «Ласточки» — неплохие байдарки для прогулок и походов выходного дня: они, на мой взгляд, получились скорее прогулочными, чем туристскими. Разместить в «Ласточке-2» палатку, спальные мешки, вещи и запасы на двоих хотя бы на неделю невозможно. Принята, на мой взгляд, излишне большая высота борта (330 мм для «одиночки» и 360 мм для «двойки»), что даже несколько затрудняет греблю при посадке на днище. Осадка при полной загрузке получается немного больше, чем у «Салютов», еще и за счет прогиба мягкого днища под гребцами.
Их появление, на мой взгляд, не снимает вопроса о необходимости разработки такой же лодки несколько больших размерений и лучше приспособленной для дальних путешествий. Возможность создания такой байдарки доказана опытом любителей, успешно плавающих по таежным и горным рекам на надувных байдарках собственной конструкции, имеющих вес не более 20 кг при грузоподъемности 250 кг и выше.