В последние годы в продаже имеются практически только польские двухместные байдарки типа «Нептун» с рейковым парусным вооружением. Я приобрел такую байдарку и пользовался ею целое лето 1969 г. на озерах Карельского перешейка. Байдарка легко собирается и перевозится, прочна, очень красива, но па ходу под парусом управляться с ней в одиночку довольно трудно. Пришлось '{шести некоторые усовершенствования. Возможно, другие любители прогулок под парусом нашли какие-то иные и может быть более удачные решения с учетом своих наклонностей и возможностей, однако я расскажу по порядку именно о том, что сделано на моей байдарке.
На мачте 1 и на правом борту закрепил блоки 7 и 8 (см. эскиз), через которые пропустил фал 6 — единый для грота и стакселя, прикрепленного к нижнему концу рейка. Ликвидация отдельного фала от стакселя упростила подъем и уборку парусов; теперь фал не мешает перекладке гика с одного борта на другой. Улучшилась работа парусов, так как раньше стаксель мешал рейку становиться по ветру и верхняя половина грота почти не работала.
При старом креплении гика его свободный конец поднимался и у паруса образовывалось большое пузо. Я заменил скобку гика тройником 2 с выдвижной трубкой 4, в которую вставлен гик 5. Трубка 4 насажена прорезями на ось 3, благодаря чему трубку можно повернуть вверх, предварительно выдвинув из тройника. При этом гик поднимается над головой переднего пассажира. В задвинутом рабочем положении гик подниматься не может.
Перевернуться на байдарке очень легко, поэтому для увеличения остойчивости я превратил свой «Нептун» в «двухмачтовый катамаран». Поставил вторую мачту, а на ней закрепил поворотную штангу с легким надувным поплавком из перкаля. Таким образом, поплавок можно всегда установить с подветренной стороны. Шкот от бизани пропущен через блок-вертлюг, закрепленный на кормовой оковке для навешивания руля.
Пришлось отрегулировать положение центра бокового сопротивления, чтобы байдарка не уваливалась и не приводилась. С поплавком я перестал бояться даже сильных порывов ветра. Поплавок почти не погружается в воду и скользит по ее поверхности. Как-то я забыл при смене галса перевести поплавок на подветренную сторону, но от этого остойчивость моего судна не уменьшилась. Когда я попробовал оторвать поплавок от воды, подтягивая его через блок наверху мачты, оказалось, что сделать это очень трудно. По-видимому, поплавок вообще можно закрепить неподвижно!
Остойчивость «Нептуна» теперь такова, что можно прыгать из байдарки в воду и влезать обратно.
Добавлю, что новые паруса я склеил из полиэтиленовых скатертей при помощи клейкой полиэтиленовой ленты. Этой же лентой оклеены все шкаторины. Петельки для продевания гиков и рейков сделаны из ленты, склеенной вдвое. Места крепления шкотов усилены наклеиванием лейкопластыря и прошивкой нитками. Такие паруса хорошо выдерживают сильный ветер, не вытягиваются, не продуваются, не намокают; добавим — они же самые дешевые и самые легкие. Проколы подклеиваются той же лентой. Если вместо полиэтиленовой лепты пользоваться полосой лейкопластыря шириной 2— 3 см, прочность паруса будет еще более высокой; лейкопластырь не расклеится. что случается с узкой полиэтиленовой лентой, если ее сгибать в продольном направлении.
Шверцы тоже пришлось немного усовершенствовать. В верхней части каждого шверца сделан вырез 3, в который под собственной тяжестью входит палец 2. фиксирующий вертикальное положение шверца. Барашки 4 заворачиваются не туго. На мелкой воде деревянный палец 2 поднимается за шнурок 1, а освобожденный от стопора шверц на ходу сам отклоняется назад. С таким устройством при плавании в одиночку не нужно будет добираться с кормы до мачты, чтобы ослабить барашек, когда шверт начнет цепляться за дно.
После длительного перехода под парусом приятно размять не только руки, но и ноги. Гребля байдарочным веслом помогает мало, поэтому в конце концов я превратил свой «Нептун» в судно для «академической гребли», согнув из лыжных дюралевых палок кронштейны с уключинами (вылет 380 мм за борт) и закрепив их двумя барашками. Из одного байдарочного весла получились два обычных распашных, но каждую половинку пришлось надставить деревянными ручками. Несложно было и соорудить простейшую тележку из четырех шарикоподшипников диаметром 40 мм, которая катается подо мною по кильсону между его выступами.
Байдарка оказалась достаточно удобной кроватью для ночлега на воздухе. Для этого на дно я уложил четыре листа фанеры размером 135X25 см толщиной 3—4 мм. Чтобы фанера не прогибалась между шпангоутами, на кильсон надеваются семь опорных поперечных планок из фанеры толщиной 6—8 мм со съемными уголками. Для защиты от комаров и от дождя между мачтами натягивается шнур, на который накидывается марля или полиэтиленовый парус. Все это дополнительное хозяйство размещается в тех же трех штатных упаковочных мешках, сделанных с достаточным запасом.
Перевозка байдарки как в разобранном, так и в собранном виде производится на тележке, входящей в комплект. На тележку укладываются два собранных весла, к ним привязываются мешки. Однако при перевозке собранной байдарки тележка под нею часто складывается и соскальзывает, особенно при движении по неровной дороге. Поэтому мне пришлось сделать «оглобли» из деревянных реек 35X10 длиной 130 см. Гайки крепятся к деревянным рамкам тележки болтиками. Подняв одной рукой конец байдарки, другой рукой удается завести тележку, после чего остается для надежности прихватить «груз» на тележке тросиком. Чтобы колеса не тонули в песке и не проваливались в щели на деревянных мостках, лучше обмотать их веревкой.