Иногда мой мотор «Москва» при включенном винте начинает трястись, работать как бы «в разнос». Через 10—15 секунд успокаивается и работает нормально, но проходит минут 10, и все начинается сначала. В чем причина? Прошу также ответить, какой зазор должен быть между башмаком магнето и магнитом маховика? Что делать, если износилась конусная шейка коленчатого вала и маховик на ней просаживается ниже чем надо?
Владельцы лодочных моторов «Москва» и «Ветерок» нередко сталкиваются с явлением падения оборотов мотора при работе на полном дросселе. Двигатель работает «жестко», иногда начинает вибрировать и полностью останавливается. Этот дефект, как правило, не бывает постоянным, а появляется при максимальном числе оборотов и значительной загрузке лодки. Причину его часто ищут в нарушении подачи топлива, но подкачка грушей не помогает.
Все дело в появлении калильного зажигания, при котором смесь может воспламеняться не в момент проскакивания искры, а от перегретых электродов слишком «горячей» свечи.
Калильное зажигание вызывается также скоплением нагара в камере сгорания, что увеличивает степень сжатия в цилиндре и образует участки, склонные к перегреву.
Сброс оборотов может вызываться чрезмерно большим углом опережения зажигания. Например, на моторе «Ветерок» оптимальный угол опережения зажигания составляет около 30° до верхней мертвой точки, а при полном повороте рукоятки румпеля, в случае неблагоприятного сложения допусков в шарнирах деталей системы управления, фактический угол опережения зажигания может быть порядка 40°.
Чтобы избежать «жесткой» работы двигателя и падения оборотов, следует своевременно счищать нагар в камере сгорания, использовать более «холодные» свечи (А6УС), периодически очищать электроды свечей. Можно рекомендовать установить минимальный зазор в контактах прерывателей магнето — 0,35—0,4 мм (большой зазор увеличивает угол опережения зажигания). Поворот рукоятки румпеля в сторону малого газа от крайнего положения также несколько уменьшит угол опережения зажигания. Дроссельная заслонка карбюратора полностью открывается уже в среднем положении кулачка блокировки на панели магнето, при дальнейшем повороте рукоятки румпеля просто увеличивается угол опережения зажигания, что не дает увеличения скорости лодки, а только приводит к падению оборотов. Нужно найти оптимальный угол опережения и зафиксировать его отметкой на румпеле.
Зазор между башмаком магнето и магнитом маховика должен быть в пределах 0,3—0,4 мм.
Если маховик при износе конусной шейки коленчатого вала опустился и задевает за панель магнето, можно, подторцевав посадочное место на картере, опустить и панель. Или проложите между конусами вала и маховика медную фольгу толщиной около 0,1 мм. Но оба эти способа недостаточно надежны, так как при износе посадочного конуса нарушается прилегание конусов маховика и коленчатого вала. Самое правильное — заменить коленчатый вал и как можно тщательнее притереть к новому валу конус маховика, так как отверстие в маховике тоже может получить неправильную форму.
В руководстве по эксплуатации подвесного мотора «Москва» указывается, что при сборке двигателя плоскость разъема картера с блоком необходимо смазывать герметиком. Прошу ответить, что это за герметик и чем его можно заменить?
Герметик, применяемый для уплотнения плоскостей разъема деталей двигателей, представляет собой спиртовую смесь, в которую входят шеллак, графит, охра, касторовое масло. В качестве заменителя можно использовать бакелитовый лак.