Утка для подвески бухты фала
Утка, снабженная рези новым шнуром, удобна для подвески на мачте 4 собранных в бухты 3 фалов. Ее можно также использовать и под палубой для крепления на бортах бухт запасных канатов. Утка 1 вырезается из куска твердого дерева - дуба или ясеня, полируется стеклом и шкуркой и покрывается светлым лаком.
Если специальный амортизационный шнур 2 (резина диаметром 6 мм в тканевой оплетке) достать не удастся, можно применить подходящий пучок резины. Шнур крепится в отверстиях утки гвоздями 6 или узелками на концах, сама утка к мачте — шурупами 5 размером 4X40.
Резиновый строп
Строп, изготовленный из амортизационного шнура или эластичной толстой резины, всегда найдет применение на борту любого судна. Например, им можно прихватить парус на гике, подвесить бухту троса для просушки или закрепить канистру с горючим. Палочка вырезается из твердого дерева, концы шнура на петлях обжимаются металлическими кольцами или закрепляются бензелями прочной нитки.
Карман для шкотов
Шкоты, болтающиеся в кокпите под ногами, —- всегда помеха для экипажа яхты. Гораздо удобнее укладывать их в небольшие карманы, устроенные по бортам кокпита поблизости от соответствующих уток. При необходимости карманы могут быть выполнены таким образом, чтобы вода через них не попадала в корпус яхты, а стекала в кокпит; для этого в стенке кокпита просверливается шпигат на уровне полочки кармана.
Тент над люком
Тент над люком несложно оборудовать, если протянуть леер, как показано на рисунке. На леер накидывается чехол (или парус), который закрепляется к фальшборту с помощью коротких штертов. Тент свободно продувается ветром, что обеспечивает хорошую вентиляцию помещении.
Вентилятор в роли иллюминатора
Обычный вентилятор типа «Дорадо» несложно превратить в палубный иллюминатор. Достаточно для этого верхнюю крышку ящика выполнить из плексигласа толщиной 6—10 мм.
Кранец из обрезка шланга
Если взять кусок резинового шланга диаметром 100—150 и длиной 500—600 мм, а затем просечь с одного конца отверстия для заплетки линя, получится хороший кранец. Его можно покрасить краской, в которую выкрашен борт. Такой кранец имеет ряд преимуществ перед плетеным. Прежде всего, его гораздо проще изготовить.
Он не впитывает в себя грязь и потому не пачкает борта, не намокает в сырую погоду, не требует просушки и другого ухода Резиновый кранец катается между бортом и причалом, уменьшая трение, и хорошо амортизирует при ударах
Для заливки нигрола
Упрощает заливку нигрола в корпус редуктора подвесного мотора несложное приспособление. Берется полиэтиленовая емкость 4 на 0,5—1 л с резьбовой пробкой, к которой при помощи вентиля 3 от велосипедной камеры присоединяется резиновый шланг 2. На конец шланга надевается штуцер 1 с резьбой под заливочное отверстие в редукторе.
Для заправки необходимо ввернуть штуцер в отверстие редуктора и выдавливать нигрол, сжимая эластичные стенки сосуда. Заправка осуществляется быстро, исключается и проливание масла, и попадание в картер редуктора грязи.
Две простые утки из прутка
Красивые и практичные утки можно сделать из стального прутка. В любой кузнице найдется штамп, с помощью которого посередине прутка делается шаровое утолщение. Расклепав затем это утолщение в плоское основание и согнув «рога», заготовку превращают в утку. Остается просверлить два отверстия для крепления к палубе, зачистить и скруглить все неровности, отполировать и отдать готовую утку в хромировку. Если не удастся подобрать подходящий штамп, заготовку можно выточить на станке.
Другая утка — сварной конструкции. Она одновременно может служить и для швартовки, и подъемным рымом. (В последнем случае рым нужно закрепить за надежную подпалубную связь, например, привальный брус или карленгс). Диаметр прутка для этого рыма 8—14 мм в зависимости от веса лодки.
Бросательный конец за 10 минут
Для того чтобы оплести легость бросательного конца по всем правилам, нужно затратить немало времени и обладать достаточными навыками работы с тросами. Бросательный конец, сделанный упрощенным способом, практически не уступает «настоящему», а выполнить его может любой. Причем оплетка легости выполняется концом самого бросательного линя.
Первые три-четыре шлага линя (позиция 1) обносятся вокруг ладони левой руки, затем ходовой конец пропускается внутрь полученного кольца и обносится таким же количеством шлагов в перпендикулярной плоскости (поз. 2). Теперь внутрь можно вложить какой-либо груз, например гладкий камень диаметром 30—40 мм, и, пропустив снова конец внутрь кольца, наложить последние шлаги, как показано на поз. 3. Плотно обтянув шлаги, ходовой конец вплеснивают в коренной или крепят к нему бензелем. Бросательный конец готов (поз. 4).
Самодельные сальники
Нарушение герметичности корпуса редуктора мотора «Вихрь» чаще всего происходит в результате коррозии обжимной пружинки сальника № 2.215—000 вала ведущей шестерни. По этой же причине выходит из строя сальник с тем же номером в корпусе водопомпы и самый нижний сальник коленвала в картере.
Можно добиться водостойкости сальников, одев на них вместо пружинок резиновые колечки, подобранные или отрезанные от шланга соответствующего диаметра. Колечком для картерного сальника отлично служит резиновое уплотнительное кольцо № 2.211—004 (от стакана подшипника вала винта).
Вместо герметика
Завод — изготовитель «Вихря» рекомендует покрывать различные поверхности корпуса редуктора перед сборкой специальным составом «герметик», которого в нашем городе в продаже не оказалось. Прокладку ставить нельзя, так как не будет плотности в сальнике. Тогда я покрыл обе поверхности ровным слоем резинового клея, предварительно обезжирив их ацетоном. Подождав, пока клей загустеет, собрал кожух. За весь сезон утечки масла из редуктора не случалось ни разу.
Защита помпы от песка
Чтобы уменьшить износ вала ведущей шестерни у сальника над водопомпой (из-за попадания туда твердых частиц в охлаждающей воде, сбрасываемой в дейдвуд), оденьте с небольшим натягом на вал шайбу с наружным диаметром 25 мм и толщиной 2—3 мм из любого некорродирующего материала Центробежная сила отбросит песок и любые твердые частицы от сальника. Полезно на верхней плоскости шайбы сделать радиальные канавки.