Шкуровальная машинка из электродрели
Обычную электрическую дрель легко превратить в шкуровальную машинку для зачистки корпуса после шпаклевки. Для этого необходимо выточить держатель для дюрекса — эластичного шкуровального диска. Диск намертво закрепляется на держателе посредством гайки и шайбы увеличенного диаметра. Держатель зажимается в патроне электродрели.
Если нет готового дюрекса, вырезают диск из фибры или жесткой 3—4-миллиметровой резины и наклеивают на него с обеих сторон наждачную бумагу. Лучше использовать большую дрель, которую удобнее держать двумя руками.
И еще одно применение дрели при весеннем ремонте: сделав простейшую крыльчатку, с ее помощью можно за пару минут размешать любую краску.
Ограничитель для сверла
Если нужно просверлить отверстие не сквозным, а на определенную глубину, полезно сделать простой ограничитель. Без него просто не обойтись в тех случаях, когда ошибка в глубине отверстия более чем нежелательна (например, в палубе или наружной обшивке).
Ограничитель делается из деревянного нагеля круглого сечения, лучше из твердой древесины — бука, дуба, ясеня, березы. Диаметр может быть взят равным 10—15 мм в зависимости от диаметра сверла. Зажав нагель в тисках, в нем просверливают сквозное отверстие, затем обрезают на необходимую длину. Надев теперь нагель 2 на сверло 3 вплотную к патрону 1. получим ограничитель — силы трения между сверлом и нагелем обычно вполне достаточно, чтобы последний удерживался на сверле. Все отверстия будут иметь одинаковую глубину.
Слип для спуска лодок на трейлере
Нередко бывает так, что лодочная стоянка имеет ограниченную длину береговой линии, или берег такой, что вытаскивать лодки трудно. В этих случаях все лодки приходится хранить на берегу, опуская и поднимая их из воды на тележках по специально оборудованному наклонному участку — слипу. Определенными достоинствами обладает шарнирный плавучий слип, особенно, если берег приглубый, а уровень воды колеблется в больших пределах. Объемы плавучести (например, порожние бочки), закрепленные у внешнего конца слипа, позволяют иметь постоянное углубление на пороге; не требуется установка подводных свай.
Чтобы трейлер не переходил порог слипа, прикрепляют ограничивающий брус-упор. Чтобы не скользила нога, полезно в средней части настила набить через 600—700 мм короткие рейки или настелить (особенно в подводной части) резиновые рубчатые коврики.
Буксировка тузика
Отправляясь в поход на судне с большой осадкой, часто берут на буксир шлюпку-тузик. Шлюпка не будет рыскать, если рым для крепления буксирного конца установить на форштевне (в нижней его части), как показано на рисунке. При таком варианте шлюпка создает меньшее сопротивление, легко всходит на волну, не зарываясь и не принимая на себя воду.
И еще один совет. На большой попутной волне шлюпка, сходя с гребня, все же может зарыскивать, так как буксирный трос провисает. Выпустите с кормы шлюпки длинный пеньковый конец, и вы добьетесь ее устойчивого хода.
Брага для аварийной буксировки
При эксплуатации судна возможны различные аварийные ситуации — плотная посадка на мель, затопление с пробоиной в обшивке и т. п., при которых его необходимо буксировать, но в то же время к буксиру должна быть приложена такая сила, которую ни кнехт, ни битенг выдержать не способны.
В этих случаях прочный буксир в виде кольца-браги обносится вокруг всего корпуса судна. Чтобы брага не сползла вниз, ее прихватывают тонкими снасточками к битенгам, кнехтам, уткам. Может понадобиться застраховать брагу и от срыва вверх — это делается с помощью прочных тросов, пропущенных под киль. На острых углах корпуса, например, у транца, под брагу подкладывают «подушки» (из старых ватников, например), а если трос стальной, то борт рекомендуется защитить в нескольких местах обрезками досок.
Брагой можно пользоваться и при вытаскивании катера на берег с помощью автомобиля или трактора.
Леера будут удобнее
Сетка, заплетенная из тонкого капронового линя на леерах в носовой части яхты, упрощает уборку стакселей и предотвращает падение парусов за борт. Проще всего заплести сетку по диагонали, как и показано на эскизе.
На леерах в районе кокпита полезно сделать парусиновый обвес — он будет защищать экипаж от ветра и брызг. Снаружи на обвесе обычно пишется крупными литерами название и номер судна; изнутри можно пришить удобные карманы для вещей, которые всегда должны быть под рукой — фальшфейероз, ракет, сигнальных флагов и т. п.
Чтобы не беспокоил блок
Блоки шкотов передних парусов доставляют экипажу мелкие неприятности: стучат по палубе, когда шкот ослабевает (особенно, при поворотах); около мест крепления блоков на палубе обдирается краска и лак, может протереться и парусиновое покрытие (равендух).
От этих неприятностей можно избавиться, если сделать из латунной проволоки кольцо для поддержки блока или просто подвязать блок тонким штертом к ближайшему лееру.
Наконечники для леерных стоек
Леерные стойки, изготовленные из обрезков трубы, не будут иметь законченного вида, если не сделать на них деревянные наконечники. Это не только красиво, но и удобно, а главное необходимо по соображениям безопасности. Выточив из дерева (или другого декоративного материала, например, текстолита) наконечник шаровой формы с хвостовиком по внутреннему диаметру трубы стойки, закрепите их шурупами, как показано на правом эскизе. Если стойка кончается фланцем, дело еще проще (левый эскиз).
Коловорот в роли отвертки
Коловорот может облегчить заворачивание крупных шурупов и предохранить ладони от мозолей, — неизбежных, когда шурупов приходится заворачивать несколько сотен. В патрон коловорота вместо сверла, нужно вставить хвостовик отвертки — лучше всего иметь набор отверток для шурупов разных размеров. Коловорот-отвертка поможет также отворачивать старые шурупы без риска сорвать шлицы.