Я заканчиваю постройку небольшого катера с каютой, но не знаю, как закрепить стекла в рубке. Не могли бы вы мне помочь советом?
Если стенки рубки на вашем катере достаточно толстые, то стекла (естественно, речь идет об оргстекле) можно закрепить к ним прямо на шурупах. Наиболее простой способ (рис. а) состоит в том, что стекло вырезают несколько больше, чем размеры' выреза, прибавляя по 25—30 мм на сторону. По кромкам стекла с помощью рубанка снимают фаску, затем прикладывают стекло 2 к стенке 1 (снаружи рубки) и размечают отверстия под шурупы. Шаг шурупов 3 по верхней и боковым кромкам обычно принимается не более 50—70 мм для обеспечения плотности соединения; внизу можно ограничиться меньшим количеством крепежа. Перед окончательной установкой стекла обе соединимые поверхности надо промазать густой краской, которой будет окрашена рубка, лаком, эпоксидным компаундом или резиновым клеем.
Другой вариант (рис. б) — крепление стекол 2 с помощью металлической рамки. При небольших размерах иллюминатора рамку вырезают из листа цельной (лучше применить латунь, нержавеющую сталь или алюминий), при больших — собирают из полос 5 толщиной 3—4 мм. Рамка обычно полируется, хромируется или анодируется другим металлом и крепится шурупами 3 к стенке 1. Для уплотнения ставят резиновую полоску 4 либо применяют специальную шпаклевку. Этот способ годится и для обычного стекла.
В случае, если стенки рубки изготовлены из тонкой фанеры или металлические, хорошо применить стандартный резиновый уплотняющий профиль, используемый на автобусах, автомобилях и в вагоностроении. Состоит он из двух частей (рис. в) — собственно профиля 1 и заполнителя 2. Сначала профиль нужно надеть на кромку 3 выреза, затем, используя отвертку либо другой подходящий инструмент, завести в паз профиля стекло 4. Вставив на место заполнитель, вы получите плотное и надежное крепление стекла.
В сборнике №10 (1967 г.) я прочел о винте регулируемого шага. Мне непонятно, как добиться поступательного перемещения штанги внутри вращающегося вала. Где можно найти чертежи узла, управляющего шагом такого винта?
К сожалению, в литературе нам не удалось найти чертежи привода управления шагом ВРШ, пригодного для установки на малых катерах. Приводим две простые конструктивные схемы, которые могут быть приняты за основу для самостоятельной разработки подобного устройства.
Одна из них (эскиз а) применяется английской фирмой «Уортам — Блэйк» на шлюпочных установках.
Поворачивающиеся лопасти 1 ВРШ имеют на своих корнях шестерни, а штанга 2, проходящая внутри полого гребного вала 11, зубчатую рейку, входящую с ними в зацепление. Штанга выходит из полого гребного вала у носовой полумуфты 9. Жестко закрепленная на конце штанги поперечина 10 связана продольными шпильками 8 с кольцом (втулкой) 7, которое вращается вместе с валом 11, но может и свободно скользить вдоль него. Это кольцо 7 имеет кольцевую проточку, в которую входят упорные пальцы 12 наружного невращающегося кольца 6, связанного тягами 5 с рычагом 4 управления шагом винта (узел передачи движения вдоль оси вала штанге 2 показан на отдельном эскизе б).
Рычаг снабжен обычным подпружиненным фиксатором, который скользит по сектору 3 и фиксирует рычаг в любом промежуточном положении.
При необходимости привод управления штангой может быть выведен в любой точке гребного вала. Для этого (эскиз в) в полом гребном вале 1 прорезается продольная щель, в которой свободно перемещается штифт 3 (обычно вытянутого поперечного сечения), соединяющий штангу привода 2 со втулкой 4. Втулка 4 вращается вместе с валом, но имеет возможность скользить — сдвигаться по нему в продольном направлении. Может быть применен такой же рычаг управления, как и в предыдущей схеме, либо резьбовая пара: корпус подшипника 5 — гайка-звездочка 6. Эта пара преобразует вращательное движение, задаваемое маховиком на пульте управления двигателем и передающееся на звездочку 6, в поступательное движение корпуса 5, штанги 2 и соответствующее изменение шага.
Во всех конструкциях необходима герметизация полости гребного вала против попадания сюда воды через ступицу винта. Осуществляется эта герметизация при помощи резиновых манжет, надеваемых на штангу у выхода из вала.
На своем «Прогрессе» я хочу установить не одну, а две установки «СМ-500В» с водометами. Не будут ли они мешать друг другу? На каком расстоянии их лучше установить?
При таком варианте, когда каждый двигатель имеет отдельный водозаборник, взаимных помех можно не опасаться. Расстояние между установками выбирается по чисто конструктивным соображениям, учитывая удобство обслуживания, наличие прочных связей — стрингеров на днище лодки (их нежелательно перерезать!) и т. п. Не следует располагать водозаборники слишком близко к бортам — возможен подсос воздуха от скулы, особенно на поворотах.
Необходимо заметить, что в принципе подобная установка будет неэкономичной, обладающей низким коэффициентом полезного действия. Два водозабориика — это двойные потери на сопротивление, закручивание потока и т. п. Рациональнее было бы (см. эскиз) поставить один движитель 1, но приводящийся от двух двигателей 2 через клиноременную передачу 3. Надо будет заменить ротор и спрямляющий аппарат движителя; при этом можно развернуть двигатели фланцами вперед и сэкономить тем самым место в кокпите для размещения пассажиров.
Лучше же всего применить более экономичный, чем два «СМ», двигатель от автомобиля «Запорожец» (пример подобной установки с водометным движителем на лодке «Казанка» приводится в №16 сборника за 1968 г.
В сборнике часто рекомендуется оклеивать корпуса лодок стеклопластиком. Какие составляющие, кроме эпоксидной смолы, нужны для приготовления клея?
Подробно о материалах и технологии оклеивания корпуса стеклопластиком можно прочитать в 9 выпуске сборника за 1967 г.
При использовании эпоксидной смолы ЭД-5 в нее необходимо ввести ускоритель — дибутилфталат и, непосредственно перед работой, отвердитель — полиэтиленполиамин. Смола с введенным ускорителем может храниться в течение нескольких недель, а вот после введения отвердителя жизнеспособность связующего всего 1—2 часа при температуре около 20°.
Дозировка составляющих: эпоксидная смола — 100 весовых частей; дибутилфталат — 8—10 вес. ч.; полиэтиленполиамин— 12—15 вес. ч.
Для получения более жидкой консистенции, что облегчает нанесение связующего на корпус и стеклоткань, в него добавляется 10—15 вес. ч. ацетона.
Если применяются полиэфирные смолы ПН-1 или ПН-3, то ускорителем служит нафтенат кобальта (10%-ный раствор в стироле), а отвердителем — гипериз (гидроперекись изопропилбензола). Дозировка: полиэфирная смола — 100 вес. ч.; нафтенат кобальта — 8 вес. ч.; гипериз — 3 вес. ч.
Перед введением гипериза необходимо тщательно размешать смолу с ускорителем, иначе возможна реакция со взрывом при взаимодействии гипериза и нафтената кобальта.
В связующее, которым пропитывается стеклоткань снаружи, могут быть добавлены пигменты для окраски корпуса. В качестве белого пигмента применяется двуокись титана или цинковые белила (около 10 вес. ч. на 100 вес. ч. связующего), красного — краплак (3 вес. ч.), зеленого — окись хрома (3 вес. ч.), черного — газовая сажа (2 вес. ч.).
Меня и многих моих коллег-рыболовов интересует вопрос: нужно ли владельцем лодочных моторов, мощность которых не превышает 2 л. с. (например, «Чайка»), иметь права судоводителя-любителя?
Все лица, если они управляют моторными судами, независимо от водоизмещения и мощности двигателя, обязаны иметь соответствующее удостоверение на право вождения этих судов. Это означает, что владельцы любых лодок с любым мотором (типа «Чайка» или даже менее мощным), обеспечивающим движение судна, должны обладать соответствующими знаниями, что и удостоверяется документом, в данном случае — удостоверением судоводителя-любителя.
Владельцы несамоходных — гребных спортивно-увеселительных судов могут не иметь таких удостоверений, но и эти суда (как и любые другие) должны нести бортовые номера.