Мечта совершить дальнее плавание зародилась у меня давно, но за неимением соответствующего судна - приходилось ограничиваться местными маршрутами. На байдарках и плотах были пройдены Чусовая, Усьва, Сылва, Косьва, Пышма, Большая Кокшага, Меша, Казанка...
В октябре 1969 года у меня появились единомышленники — М. Ефимов и Л. Жерновников. Договорились вместе готовиться к большому плаванию. Естественно, встал вопрос; какое судно строить? Обратились за помощью к сборнику «Катера и яхты». В 16 номере понравился нам тримаран «Тритон». Это надежное судно полюбилось за хорошие мореходные качества и особенно обитаемость. Нас не остановило даже то обстоятельство, что опыта эксплуатации подобных судов в нашей стране еще нет. Решили строить.
Габаритные размеры и обводы корпусов мы не меняли — сохранили такими, как на чертежах в сборнике, а в конструкции пришлось сделать отступления, вызванные заменой материала и некоторыми другими соображениями. Водостойкой фанеры мы не достали, поэтому обшивку основного корпуса выполнили из алюминиевого сплава толщиной 2 мм, а обшивку поплавков из листов этого же сплава, но меньшей толщины 1,5 мм. Палубу и рубку изготовили из обычной строительной фанеры толщиной 6 мм. Правда, крыша рубки получилась недостаточно жесткой; пришлось несколько усилить ее путем увеличения сечения брусков и постановкой добавочных элементов набора.
Ввиду того что наш родной город Челябинск стоит вдали от больших рек, доставка тримарана к воде представляла довольно сложную проблему. Пришлось пойти на применение разборного варианта, что вызвало усложнение и утяжеление конструкции, но зато позволило грузить тримаран в кузов четырехтонного грузовика (без прицепа).
Мы перевезли свое судно на расстояние около 400 км до поселка Караидель на реке Уфе, вернее — на Павловском водохранилище, а здесь собрали его.
К отпуску мы не успели сделать настоящую мачту, поэтому были вынуждены поставить вместо нее первую попавшуюся дюралевую трубу. Из-за этого испытать тримаран под парусами по-настоящему так и не удалось — сначала ветры были слабые, а при первом же шквале (на Каме) мачта сломалась. Таким образом, свою первую навигацию наш парусник проплавал в основном как моторное судно: только в сильный ветер на обломке мачты мы ставили штормовой парус.
Под мотором «Вихрь» проплыли по рекам Уфе, Белой, Каме и Волге до Казани, где оставили тримаран на зимовку. Скорость хода составляла в среднем 14—16 км/час.
Непродолжительный опыт эксплуатации судна показал, что оно достаточно прочно и хорошо ведет себя на волне. Не выдержало испытаний рулевое устройство: в свежий ветер сломалось перо руля, изготовленное из фанеры толщиной 10 мм. Добавлю еще, что подвела нас и эпоксидная смола. Все стыки листов были промазаны смолой, но от температурных напряжений еще при постройке смола в швах потрескалась, несмотря на то что в качестве наполнителя был применен алюминиевый порошок. По этой причине все поперечные швы были переделаны: мы поставили резиновые прокладки и стянули листы болтами. Этот вариант оказался надежным. Но вот продольный шов по килю, закрытый угольником и заклеенный эпоксидной смолой, мы не переделывали. Смола не выдержала испытаний, и в итоге появилась течь около киля основного корпуса, которая несколько омрачала наше настроение.
В заключение следует сказать, что мы довольны первым плаванием и своим судном, которое окрестили именем «Идель». По-башкирски это значит большая вода, большая река. Так зовут Волгу. За зиму изготовим надежную мачту, переделаем рулевое устройство, конечно же — устраним течь по килю и отправимся в плавание вниз по Волге.