Большим недостатком «Вихря» является отсутствие фиксации реверса при переключении, что усложняет эксплуатацию мотора и может привести к аварии.
Незначительно переделав горизонтальную тягу реверса, я добился четкой фиксации положения холостого хода.
Фиксация с помощью подпружиненного шарика, описанная в пятом номере «Катеров и яхт» за 1969 г., ненадежна — резко дернув рычаг, вы можете проскочить нейтральное положение. Кроме того, из-за значительного люфта всей системы точки нейтральных положений на горизонтальной тяге, при переключении с переднего и с заднего хода на холостой, не совпадают.
После многократных замеров я пришел к выводу, что точки холостого хода необходимо фиксировать в разных местах, в зависимости от того, с переднего или заднего хода происходит переключение реверса.
Для переделки тяги реверса необходимо изготовить всего одну деталь (не считая стопорного винта), доработать горизонтальную тягу, просверлить отверстие в поддоне под фиксатор и рассверлить отверстие под тягу до диаметра 10А7.
При изготовлении тяги размеры «а» и «в» лучше всего промерить по своему мотору, так как они могут отличаться от приведенных на чертеже, в зависимости от положения пальца на верхней части вертикальной тяги реверса.
При сборке необходимо проследить, чтобы общая длина L доработанной горизонтальной тяги не отличалась от первоначальной, и деталь 2 свободно npoворачивалась относительно детали 1.
Недостатком этого устройства является необходимость при переключении с холостого хода на передний, как и с переднего на холостой, прижимать ручку реверса по ходу часовой стрелки, а при переключении с холостого хода на задний и с заднего на холостой — против часовой стрелки.
Предлагаемое тов. Брисковским устройство для фиксации реверса сможет сделать далеко не каждый владелец мотора — необходимо очень точно выдерживать нужные размеры. Кроме того, пока у водителя выработается автоматизм на установку рычага в нужной точке, он может не раз ошибиться и попасть в аварийную ситуацию.
Для тех, кто не располагает услугами механической мастерской, я предлагаю, как мне кажется, простейшее и достаточно надежное приспособление для фиксации реверса на «Вихре», сделать которое под силу любому. Оно состоит действительно всего из одной детали — фиксатора 3, согнутого из пружинной проволоки ∅1,5 мм.
Для установки фиксатора нужно снять ручку для переноски мотора и отвернуть рукоятку переключения реверса, просверлить отверстие под фиксатор в приливе поддона 1, через который проходит тяга 2 переключения реверса, вставить в отверстие до упора фиксатор и закрепить его, согнув конец, выступающий с обратной стороны прилива. Затем находим положение тяги, которое необходимо зафиксировать, и в точке соприкосновения с фиксатором делаем на тяге пропил 4 тонким круглым надфилем глубиной примерно вполовину диаметра проволоки, из которой сделан фиксатор. Четкость фиксации будет зависеть от глубины и конфигурации пропила, поэтому, работая надфилем, следует периодически проверять, как фиксируется тяга.