Преимущества разъемной тяги реверса общеизвестны: упрощаются разборка и сборка мотора для ремонта водяной помпы и редуктора, а также замена уплотнения самой тяги. Предлагаемая ниже конструкция отличается простотой и надежностью. Кроме того, нижняя часть тяги не имеет лысок, резьбы и т. п. Благодаря этому полностью исключается повреждение уплотнительного кольца при извлечении и установке тяги реверса в корпус редуктора.
Основной и единственной деталью соединения является латунная муфта. Половинки тяги вставляются в отверстие муфты до соприкосновения Друг с другом и надежно зажимаются с помощью двух болтов М8. Болты рекомендуется немного укоротить с таким расчетом, чтобы их концы после затяжки выступали с противоположной стороны муфты на 2—4 мм. Поскольку разрезная муфта обладает значительной упругостью и самоотворачивания болтов не наблюдается, применять пружинные шайбы не обязательно.
Отверстие в муфте с резьбой М3 служит для более удобного перемещения муфты при сборке. Для этого в отверстие вворачивается стальная спица 0 3 мм и длиной 100—150 мм, используемая как рукоятка. После окончания сборки спицу выворачивают.
Если вы решили сделать тягу реверса разъемной, то надо редуктор отсоединить от дейдвуда, а место разреза тяги выбрать с таким расчетом, чтобы верхняя часть имела ровный, не изогнутый участок длиной не менее 35 мм. Как правило, это условие выполнено при длине выступающей нижней части тяги над плоскостью крепежного фланца редуктора около 95 мм в положении «передний ход» или около 80 мм в положении «задний ход». На торцах половинок тяги рекомендуется снять фаски 1X45°. На расстоянии 15—16 мм от торцов желательно нанести риски для контроля положения муфты относительно тяги при сборке.
Затем в дейдвуде прорезают прямоугольное отверстие высотой 50—55 и шириной 30—35 мм. Прорезать его нужно в таком месте, чтобы в положении «задний ход» разрез тяги находился примерно на половине высоты отверстия, а вертикальная ось отверстия была смещена по отношению к оси тяги на 7—12 мм в сторону выхлопного патрубка редуктора. Такое отверстие, кроме доступа к муфте, позволяет визуально контролировать при сборке положение торсионного вала и напорной трубки подачи воды. Отверстие закрывают дюралюминиевой 'крышкой, которая крепится к дейдвуду двумя винтами М4. Затем мотор собирают и регулируют механизм переключения реверса.
При необходимости разборка производится следующим образом. Крышка лючка снимается и в боковое отверстие муфты вворачивается спица на глубину 2—3 мм. Оба болта М8 отворачивают на 2—3 оборота, муфту смещают вверх до разъединения тяги и один из болтов слегка затягивают во избежание спадания муфты. Предварительно реверс должен быть установлен в положение «задний ход». После этого отворачивают 3 болта крепления редуктора и снимают редуктор. Рекомендуется придерживать торсионный вал и трубку подачи воды во избежание их выпадения.
Сборка производится в обратном порядке. Вначале устанавливают редуктор и, убедившись в правильном соединении торсионного вала с валом-шестерней и напорной трубки с водяной помпой, затягивают 3 болта крепления редуктора. Болты муфты несколько ослабляют, совмещают половинки тяги и муфту смещают вниз в рабочее положение (при этом оба конца тяги входят в муфту на глубину около 15 мм). Попеременно затягивают болты муфты до усилия, обеспечивающего надежную фиксацию. Затем удаляют спицу и отверстие в дейдвуде закрывают крышкой.
При необходимости муфту можно заменить через отверстие в дейдвуде, не снимая редуктор.
На моем моторе такая муфта используется с 1981 г. Многолетняя эксплуатация показала абсолютную надежность и удобство данной конструкции.
В заключение хочу добавить, что для затяжки болтов муфты желательно применять торцевые ключи S=12.