Представлять читателям «КиЯ» подвесной мотор «Нептун-23», думаю, нет необходимости, хотя лучшие его стороны можно отметить еще раз: это шеститочечная подвеска двигателя на резиновых амортизаторах, хорошо отработанная подводная часть, более надежный редуктор, вполне доступный выбор сменных винтов и т. д. Единственное, чего действительно не хватало «Нептунам», это мощности, особенно, если учесть значительную загруженность большинства наших мотолодок. К сожалению, более мощная модель «Нептуна» (33 л. с.) так и не была запущена в серию. К тому же, в последние годы оказалось свернутым и производство ряда других подвесных моторов.
Принимая во внимание все эти обстоятельства, хочу предложить опробованную мной комбинированную конструкцию, соединяющую ходовую часть «Нептуна-23» с более мощным двигателем «Вихря-30». Для этого пришлось изготовить проставку (из алюминиевого сплава) толщиной 25 мм, в которой все необходимые крепежные отверстия выполнены после тщательной разметки привалочных поверхностей по двигателю и по поддону и их совмещения по центральной оси.
Выхлопное окно в проставке вырезано с необходимым уклоном для выхода в существующие габариты «нептуновского» поддона. Проставка соединяется с двигателем (между ними стоят миллиметровые прокладки из паронита) семью болтами и шестью болтами крепится на поддон. Торсионный валик «Вихря» вставляется в обрезанную до необходимой длины рессору «Нептуна», на конце которой сделан квадрат 10Х10 мм. Соединение привода воздушной заслонки с дистанционным управлением видно на фото. Задняя часть поддона для необходимого смещения крепится к передней части через алюминиевую прокладку толщиной 8 мм. Для соединения капота «Вихря» с поддоном на него переносятся защелки с капота мотора «Нептун», а на задней части поддона устанавливаются две фиксирующие шпильки.
Эксплуатация мотора в течение всей навигации 1987 г. показала достаточную надежность данной конструкции. Для навигации 1988 г. я изготовил и установил в дейдвуде выхлопную насадку длиной по оси 200 мм и диаметром конечной трубы 47 мм. Насколько правильными получились ее параметры, судить не могу, но двигатель стал работать немного тише и мягче.
Контрольный осмотр редуктора после двух навигаций не выявил какого-либо ухудшения рабочего состояния шестерен и подшипников. На мотолодке «Крым» двигатель с гребным винтом Н=300 мм уверенно набирает 3800—5000 об /мин при максимальной загрузке; видимо, сказывается несколько большее передаточное отношение редуктора мотора «Нептун-23». К системе охлаждения претензий нет.