«Ветерок» имеет одинаковый рабочий объем с мотором «Стрела», но развивает мощность больше на 3 л. с. При разработке и доводке опытных образцов основное внимание было обращено на устранение недостатков, присущих мотору «Стрела» (таких, как затрудненный запуск, повышенная вибрация, резкий шум при работе), и на внешнее оформление. Кроме того, введен ряд узлов и деталей и использованы конструктивные решения, улучшающие эксплуатационные качества (двухцилиндровая схема двигателя; отдельный бензобак; румпель с вращающейся рукояткой; нижний пусковой механизм; устройство свободного выхлопа; муфта холостого хода и т. п.).
Основные технические данные мотора «Ветерок»
Тип двигателя | бензиновый, двухтактный, карбюраторный |
Мощность максимальная при 5000 об/мин, л. с | 8 |
Число цилиндров | 2 |
Диаметр цилиндров, мм | 50 |
Ход поршня, мм | 44 |
Рабочий объем, см3 | 172,6 |
Степень сжатия (эффективная) | 6 |
Максимальная тяга на швартовах, кг | 65 |
Зажигание | от маховичного магнето типа МЛ-10 |
Карбюратор | поплавковый, типа К-ЗЗА (модернизированный) |
Часовой расход топлива, кг | 3,2 |
Фазы газораспределения: | |
выпуск | 140° |
продувка | 110° |
Диаметр гребного винта, мм | 210 |
Шаг гребного винта, мм | 190 |
Число лопастей | 3 |
Передаточное отношение редуктора | 13:20 |
Емкость бензобака, л | 20 |
Вес мотора, кг | 26 |
Мотор (рис. 1) состоит из следующих основных узлов: двигателя, дейдвуда с подвеской и подводной части.
Двигатель
Двигатель мотора «Ветерок» — двухтактный, с кривошипно-камерной дефлекторной продувкой и впуском смеси через пластинчатые клапаны. Картер двигателя 3 — туннельный, без разъема по оси коленчатого вала. Стальной штампованный коленчатый вал 2 в сборе с крышкой картера 1 вкладывается в картер сверху; он имеет шарикоподшипник в нижней части картера, игольчатый подшипник 4 в средней опоре и два подшипника (шариковый и игольчатый) — вверху, в крышке картера. Шатуны двигателя 5 стальные, штампованные, двутаврового сечения. Кривошипные головки вращаются на свободных иглах 2,5X12 мм. Эти же иглы установлены в игольчатые подшипники коленчатого вала. В верхнюю головку шатуна запрессована втулка из бронзовой ленты.
Поршень 6, изготовленный из алюминиевого сплава, имеет три чугунных поршневых кольца, фиксируемых от проворачивания общим стопором. Цилиндр двигателя 9 также отлит из алюминиевого сплава и имеет залитые чугунные гильзы. Впускной патрубок 7 с карбюратором и перегородка 8 со стальными пластинчатыми клапанами крепятся к передней части картера.
Топливная система мотора аналогична системе питания мотора «Москва»: имеются диафрагменный бензонасос, работающий от колебаний давления в картере, и отдельный бензобак со шлангом и топливо-подкачивающей грушей. Разъем верхнего 27 и нижнего 29 кожухов мотора выполнен в плоскости свечи нижнего цилиндра, что позволяет без снятия нижнего кожуха вывертывать свечи и снимать карбюратор и бензонасос.
Нижний кожух крепится к дейдвуду четырьмя винтами 30. Соединение верхнего кожуха с нижним производится посредством защелки 26 и захвата 28. Верхний кожух выполнен из цветной пластмассы.
Пусковой механизм
Запуск мотора производится с помощью ручного пускового механизма с самоубирающимся шнуром (рис. 2). Нижнее расположение пускового механизма устраняет откидывание мотора при запуске и облегчает доступ к маховичному магнето.
При вытягивании шнура за ручку 1 начинают вращаться шкив 2 (в двух подшипниках 3 и 4) и шестерня 5 (которая притормаживается пружиной); шестерня входит в зацепление с зубчатым венцом маховика. В результате коленчатый вал начинает проворачиваться, и мотор запускается, а шестерня расцепляется с маховиком.
При отпускании шнура шкив под действием пружины вращается в обратную сторону и наматывает на себя шнур 6. Кронштейн 7 служит для направления шнура. Пусковой механизм легко снимается с мотора, для чего достаточно отвернуть четыре винта 8, которыми подшипники крепятся к впускному патрубку. Без пускового механизма мотор может быть запущен с помощью шнура.
Дейдвуд с подвеской
Дейдвуд 10 (см. рис. 1) верхним фланцем крепится к картеру и блоку цилиндров, а нижним фланцем — к проставке 15 подводной части мотора. К дейдвуду на четырех пружинах (две вверху — 11 и две снизу — 12) подсоединяется подвеска 13 с плитой управления и румпелем.
Для улучшения запуска и работы мотора на малых оборотах внутренняя полость промежуточного корпуса сообщается с атмосферой через отверстие «в».
Чтобы при работе на среднем и полном открытии дросселя из этого отверстия не выходили выхлопные газы, выполнен водяной затвор. Выходящая из двигателя вода направляется по стенке корпуса в карман «Т» и выливается из отверстия «в», препятствуя выходу выхлопных газов. Пластина 14 служит для направления воды в карман «Т», а также для защиты уплотнений нижнего картера от воздействия выхлопных газов. В верхней части дейдвуда находится отверстие «а», служащее для контроля работы системы охлаждения.
Подводная часть
Подводная часть мотора состоит из проставки 15, к которой крепятся корпус помпы 16 и стакан 17 с сальником и подшипником вертикального вала, корпуса редуктора 18 с шестернями и гребного винта 19 с резиновым демпфером. Муфта холостого хода расположена в верхней половине подводной части — выше верхнего подшипника ведущей шестерни. Привод муфты осуществляется тягой 20 и вилкой 21, выполненной из капрона. При износе кулачков ведомой муфты 22 (после длительной эксплуатации) муфту можно перевернуть другой стороной, на которой тоже выполнены кулачки «К».
Муфта холостого хода не связана с шестернями редуктора; это позволяет избежать посадки скольжения шестерни на валу и тем самым улучшает условия работы конических шестерен. Верхнее расположение муфты холостого хода облегчает также запуск мотора при низких температурах, так как при запуске отключается весь редуктор с загустевшей смазкой.
Стакан сальника 23 свободно вставляется в корпус редуктора и прижимается к резиновому кольцу 24 пружинным кольцом 25. Такая конструкция облегчает разборку и сборку редуктора.
Разработка внешнего вида мотора «Ветерок» (рис. 3) была произведена учебно-производственными и научными мастерскими Московского высшего художественно-промышленного училища в контакте с конструкторами нашего бюро.
Результаты испытаний образцов мотора
Опытные образцы мотора прошли полный цикл лабораторных и эксплуатационных испытаний. Внешняя характеристика двигателя приведена на рис. 4. Образцы мотора прошли длительные испытания на гарантийный срок службы (500 часов) и эксплуатационные испытания на Волге и Свияге, богатой мелями и перекатами. Испытания показали хорошие пусковые качества мотора и надежность его узлов. Начаты работы по увеличению моторесурса до 1000 часов; уже в настоящее время мы нашли возможность увеличить гарантийный срок для мотора «Ветерок» с одного до полутора лет.
На стандартной лодке «Казанка» при нагрузке 80—160 кг (1—2 человека) мотор обеспечивает скорость 23—27 км/час, а при увеличении нагрузки до 240—320 кг — 15—17 км/час.
В начале 1964 г. была изготовлена первая партия моторов (30 шт.), которая направлена в опытную эксплуатацию в туристские и спортивные организации Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. На трех моторах конструкторы и испытатели КЭБ завода с успехом провели длительное маршрутное испытание.
Серийный выпуск мотора «Ветерок» начнется в 1965 г.