Западногерманская фирма «Цюндап» освоила выпуск маломощного подвесного мотора, предназначенного для любителей водного туризма, охоты и рыбной ловли, который особенно удобен для установки на надувных лодках. Мотор одноцилиндровый, с рабочим объемом 85 см3. Диаметр цилиндра 50 мм; ход поршня 42 мм. При максимальном числе оборотов (5700 об/мин) двигатель развивает мощность до 6 л. с. Как нетрудно подсчитать, его литровая мощность — на уровне самых лучших европейских моторов и вдвое больше, чем, например, 6-сильного «Джонсона» (наш «Прибой» при меньшей мощности имеет гораздо больший рабочий объем — 124 см3).
Обосновывая применение одноцилиндровой схемы, фирма подчеркивает, что для маломощных моторов два цилиндра излишне усложняют конструкцию двигателя. Многие полагают, что при одном цилиндре трудно добиться плавности работы и относительной бесшумности, так как неизбежна сильная вибрация. Что это не так, доказывает эксплуатация одноцилиндровых мотоциклетных моторов значительно большей мощности. Напомним, что и 4-сильный «Меркюри» тоже имеет один цилиндр, а уж эта фирма в своей рекламе больше всего «напирает» на малую шумность! Кстати, и очень удачные югославские моторы «Томос» также имеют одноцилиндровую схему. Ссылки некоторых наших инженеров на печальный опыт известных как раз шумом и вибрацией одноцилиндровых «Камы» и «Салюта», пожалуй, неубедительны, так как и первая модель «Салюта», и тем более «Кама», отнюдь не являются шедеврами техники.
Вибрация мотора и шумность во многом зависят от способа подвески двигателя. В «Цюндапе» применена специально разработанная плавающая подвеска по образцу используемых при монтаже авиационных двигателей. Снижение шумности достигается и правильно сконструированной охлаждающей системой: вода из рубашки двигателя поступает в систему выхлопа, охлаждает выпускную трубу, смешивается с выхлопными газами и направляется под воду.
Цилиндр мотора отлит из алюминиевого сплава: зеркало хромировано. Применена петлевая продувка. Подшипники скольжения всюду заменены шарикоподшипниками, а в особо ответственных местах, в том числе в кривошипном механизме — роликовыми или игольчатыми подшипниками с сепараторами.
Передаточное отношение редуктора 2,9:1. Охлаждение принудительное, от помпы в нижней части дейдвуда. Как обычно, наверху предусмотрено контрольное сливное отверстие.
К специфическим особенностям мотора следует отнести применение настроенного впуска и выхлопа, как на гоночных моторах. Мегафон выхлопа находится внутри корпуса (дейдвуда) и хорошо виден на приводимом разрезе. Настройка улучшает наполнение цилиндра и существенно повышает технические характеристики мотора.
Мотор «Цюндап» имеет так называемую полную передачу, т. е. нейтраль и реверс, что в маломощных моторах, как правило, не встречается. Механическое переключение очень удобное — боковой рукояткой через промежуточные шарики и пружину.
Предусмотрен отбор электроэнергии для питания ходовых огней, зарядки аккумуляторов и т. п. Выпускаются моторы трех модификаций: с одной, двумя и тремя катушками освещения, каждая из которых может генерировать ток напряжением 12 в мощностью 20 вт. Таким образом, при трехкатушечном варианте мы можем снять ток 5 а; этого вполне достаточно для питания прожектора, не говоря уже о подзарядке аккумулятора средней мощности (порядка 20 а-час).
Предусмотрена возможность дистанционного управления как однопроводной, так и двухпроводной системы. Румпель может поворачиваться на 90° вверх и вниз. Запуск обычный, полуавтоматический, с самоубирающимся шнуром и верхним расположением пусковой рукоятки. Основной недостаток такого решения — сложность доступа к аварийному запуску шнуром (обычно приходится, пользуясь ключом, снимать пружинный стартер) частично устранен тем, что исключено применение ключей: достаточно рукой отвернуть две накатанные головки гаек.
Кожух мотора не снимается, как почти на всех подвесных моторах, а откидывается вниз, давая удобный доступ к свече и карбюратору.
Сухой вес мотора 18 кг; это на 1 кг меньше, чем вес «Прибоя». Удельный вес «Цюндапа» всего 3 кг/л. с., что существенно ниже, чем у таких моторов, как «Томос» и «Кресчент».
Топливом сложит стандартный автомобильный бензин с примесью 4% автола (можно применять и специальные масла). Питание — от отдельного бачка емкостью 13,5 л; этого запаса хватает примерно на 6,5 часа непрерывной работы при максимальном открытии дроссельной заслонки. Удельный расход составляет, таким образом, 325 г/л. с. час, т. е. значительно ниже, чем у «Прибоя» и «Салюта». Применен карбюратор с фиксированным жиклером.
Мотор выпускается в двух вариантах, отличающихся лишь длиной дейдвуда (для стандартного транца высотой 380—420 мм и высокого 480—530 мм). Габаритные размеры мотора 270X475X870 мм. Предоставляется на выбор один из двух трехлопастных винтов: стандартный (диаметр 209,5 мм; шаг 203,2 мм), обеспечивающий тягу на швартовах 36—37 кг, и грузовой (диаметр 203,2 мм; шаг 190,5 мм) с тягой 51—52 кг. Специальное покрытие мотора допускает его эксплуатацию в морской воде. Цена мотора «Цюндап» в ФРГ 1098 марок (по курсу 247 руб.). Мотор с тремя катушками освещения и удлиненным дейдвудом стоит примерно на 100 марок дороже. За отдельную плату фирма предлагает широкий ассортимент специально сконструированных «полезных мелочей».