Двигатель двухтактный, с дефлекторной продувкой Цилиндров, Система зажигания — от маховичиого магнето типа МЛ-10-2с; свеча — типа А7, 5Ус. В качестве топлива применяется автомобильный бензин А-66 или А-72 (ГОСТ 2084—56) с добавлением 5% масла АКа-10, АКЗп-10, АСп. Для смазки редуктора используется летнее, трансмиссионное автотракторное масло (нигрол). Габариты мотора (с поднятым румпелем): 500X350X1055 мм. Трехлопастной гребной винт имеет диаметр 210 и шаг 225 мм.
Номинальный рабочий объем мотора — 248,68 см3 — дает право устанавливать его на спортивных мотолодках класса «МВ» (до 250 см3).
Основные данные мотора ПЛМ-3
Мощность максимальная при 5000 об/мин, л. с | 12±0,5 |
Число цилиндров | 2 |
Диаметр цилиндра X ход поршня, мм | 60 X 44 |
Степень сжатия (эффективная) | 6 |
Тяга на швартовах, кг | не менее 80 |
Карбюратор | поплавковый типа К-ЗЗВ |
Часовой расход топлива, кг | не более 5 |
Фазы газораспределения (в градусах) | |
выпуск | 140 |
продувка | 110 |
Передаточное отношение редуктора | 13:22 |
Емкости бензобака, л | 20 |
Вес мотора, кг | 26,5 |
У подавляющего большинства зарубежных конструкций, например, у всех моторов фирм «Меркюри» и «Мак-Куллог» (США), отношение S/D более 0,8, а у моделей фирмы «Пента-Электролюкс» (Швеция) даже более единицы. У «Ветерка-12» S/D = 0,733, что ниже оптимального, хотя и в допустимых пределах. Низкое значение S/D выбрано с целью добиться наиболее полной унификации с моделью 175 см3 («Ветерок-8»), уменьшения габаритов и веса двигателя. Длина шатуна на обоих моторах одинакова — 80 мм, что дает возможность использовать одни и те же кожухи и дейдвуды.
Конструктивные схемы моторов примерно совпадают. Из 232 различных деталей «Ветерка-12» только 40 оригинальных, в том числе: коленчатый вал, блок цилиндров, головка блока цилиндров, картер, поршень, поршневой палец и поршневые кольца, клапанная перегородка, впускной патрубок, средняя опора коленчатого вала. Причем картер, коленчатый вал, блок и головка цилиндров выполнены по типу аналогичных деталей «Ветерка-8» с учетом увеличения размера между осями цилиндров. Диаметр шатунных шеек коленчатого вала увеличен с 17,5 мм до 19,9 мм и равен диаметру коренных шеек, что повысило жесткость и улучшило технологичность детали. Несколько изменена конфигурация нижней части картера и фланца крепления перегородки с целью упрощения отливки, расширено проходное сечение на впуске топлива. Расстояние между осями цилиндров увеличено на 14 мм: на 10 мм из-за увеличения диаметра цилиндра с 50 до 60 мм и на 4 мм, чтобы обеспечить более интенсивное охлаждение (проблема охлаждения заставила увеличить и сечение водяных карманов между цилиндрами).
Шатунно-поршневая группа серийного и нового моторов однотипна. Диаметр поршневого пальца на «Ветерке-12» увеличен с 13 до 15 мм. Плита управления с румпелем, дейдвуд, подвеска и подводная часть обоих моторов одинаковы, за исключением нескольких деталей. Шестерни редуктора «Ветерка-12» имеют спиральный зуб. В первых партиях мотор «Ветерок-12» будет иметь некоторые отличия в конструкции дейдвуда.
Все подшипники, сальники и прочие резинотехнические изделия, детали электрооборудования и топливной системы (кроме карбюраторов) у обоих моторов одинаковы. Карбюраторы «Ветерка-12» и «Ветерка-8» отличаются только диаметрами диффузоров и смесительных камер.
Конструкторы ГКЭБ работают над дальнейшей унификацией моторов.
Опытные образцы «Ветерка-12» прошли стендовые и эксплуатационные 500-часовые испытания. Летом 1966 г. опытный образец «Ветерка-12» мощностью 12,4 л. с. при 5000 об/мин испытывался на лодке «Казанке» в условиях маршрутного пробега по Волге: Ульяновск — Чебоксары — Ульяновск, на деревянной водоизмещающей и пластмассовых лодках.