На XIII первенстве ДОСААФ СССР по водномоторному спорту большой успех выпал на долю украинских спортсменов, выступавших на новых гоночных подвесных моторах «Сич» («Ciч»). Редакция сборника обратилась к одному из создателей этих моторов Анатолию Спиридоновичу Чистикову с рядом вопросов, ответы на которые публикуются ниже.
Вопрос. Кем разработан проект моторов «Сич»?
Ответ. Гоночные подвесные моторы «Сич» разработаны Общественным конструкторским бюро. Непосредственным техническим руководителем нашей группы является А. М. Анашкин. Со мной как с руководителем темы работали в качестве заместителей О. А. Красников и К. А. Пантелеев. Ведущим конструктором по мотору был В. А. Гаврютченко, по зажиганию — В. И. Высочин. Работа проходила под общим руководством конструктора В. А. Лотарева.
Вопрос. Когда был сделан первый мотор?
Ответ. Работа по созданию моторов «Сич» началась в 1966 г. В прошлом году был изготовлен первый мотор, весной этого года — первые образцы электронного бесконтактного безаккумуляторного зажигания, и мотор «ожил».
Вопрос. Удовлетворены ли вы результатами, достигнутыми на этих соревнованиях гонщиками А. Кравченко и И. Машаком, которые выступали на моторах «Сич» на скутерах класса СИ?
Ответ. Безусловно. Откровенно признаюсь, мы не рассчитывали, что на таких больших соревнованиях, при участии многих лучших спортсменов страны чемпионом ДОСААФ станет гонщик на нашем моторе да еще со столь высоким результатом, как 82,201 км/час на дистанции 5 миль. Ведь моторы наши «сырые», требуется приложить еще много усилий, чтобы устранить недоработки. Уверен, что «Сич» сможет показать еще более высокие результаты при надежной работе, но для этого нужны ресурсные испытания, тщательная доводка и только после этого — запуск в серийное производство.
По нашему мнению, настало время заключить договор с ЦК ДОСААФ на доводку и производство моторов. Также необходимо приобрести образцы (и, кстати говоря, делать это регулярно, создав при ЦМК ДОСААФ нечто вроде музея) всех выпускаемых сейчас в мире гоночных подвесных моторов: «Кениг», «Карнити», «Бритиш Анзани» и т. д. Это необходимо, чтобы быть в курсе новинок мирового моторостроения.
Вопрос. Каковы дальнейшие перспективы вашей работы?
Ответ. Ближайшая перспектива — доводка гоночных моторов «Сич-175» и «Сич-250». Затем мы предполагаем заняться созданием на базе этих моторов новых двигателей «Сич-350» и «Сич-500» в четырехцилиндровом варианте. Кроме того, предполагаем разработать конструкции массового подвесного мотора с рабочим объемом 250 см3, отвечающего перспективному типажу. Мотор будет иметь реверс и приспособление для установки дистанционного управления. Бесконтактное безаккумуляторное электронное зажигание обеспечит высокую надежность и долговечность работы двигателя при легком запуске.
Вопрос. Теперь несколько слов о самих гоночных моторах «Сич-175» и «Сич-250». Каковы их основные параметры?
Ответ. Разработанные нами подвесные гоночные моторы «Сич-175» и «Сич-250» имеют двухтактные двухцилиндровые двигатели, предназначенные для работы на метаноле или бензине. Моторы подвешиваются к корпусу скутера на кронштейнах, крепящихся неподвижно к транцу при помощи шпилек с гайками, именуемых среди гонщиков «клыками». Питание от бака под давлением. Коленчатые валы обоих двигателей трехопорные неразборные; крайние опоры — шариковые подшипники, средняя — игольчатый подшипник, снабженный лабиринтным уплотнением. Подшипник нижней головки шатуна игольчатый с сепаратором, верхней головки — игольчатый без сепаратора.
Подводная часть, подвеска, дейдвудная труба, зажигание— единые для обоих подвесных моторов. На обоих применена кривошипно-камерная петлевая трехканальная продувка. Цилиндры рассчитаны на работу с числом оборотов около 10 ООО в минуту. У «Сич-175» диаметр цилиндров 48 мм, ход поршня 48 мм; у «Сич-250» соответственно 53,5 и 54 мм. На меньшем моторе установлен карбюратор от подвесного мотора «Вихрь», на большем — специальный.
Общий вес (сухой) подвесного мотора «Сич-175» 26 кг, редукция подводной части 12/15, двухлопастной винт имеет диаметр 140 мм. Общий вес подвесного мотора «Сич-250» 28 кг, диаметр винта 150 мм.
Вопрос. Какие скорости достигнуты на отечественных скутерах с моторами «Сич»?
Ответ. Наивысшая скорость на скутере типа «Сокол» ЛЗСС и конструкции И. Машака (г. Николаев, УССР) с моторами «Сич-175» — около 83 км/час на кольцевой трассе, а с моторами «Сич-250» пока только 95—100 км/час на прямой (моторы класса А еще менее доработаны, чем моторы класса И).