Доводка цилиндров
Высота, сечение газораспределительных окон и каналов, система их расположения оказывают решающее влияние на мощность двигателя. У «Вихря» разница в высоте окон верхнего и нижнего цилиндров достигает иногда 2 мм, не говоря уже о площади окон и недостаточной чистоте поверхности каналов. В результате с цилиндров снимается разная мощность, что вызывает неравномерный нагрев и преждевременный износ мотора.
Окна верхнего и нижнего цилиндров следует сделать одинаковыми по высоте и по площади сечения, а замеры производить от верхнего торца цилиндра. Бывает, что поршни частично перекрывают окна, тогда приходится подрезать поршень. При доводке за эталон берите цилиндр с окнами, расположенными более высоко и имеющими большую площадь сечения.
Одно из выхлопных окон на треть перекрыто приливом. Выпилите прилив и увеличьте площадь этого окна до уровня остальных. По окончании работ все острые кромки скруглите, каналы и окна зачистите надфилем как можно чище.
Увеличение степени сжатия
Тщательный замер степени сжатия (геометрической) двигателя «Вихря» показывает, что она составляет всего 6,0 вместо указанной в инструкции 6,5÷7. Как известно, с увеличением степени сжатия возрастает мощность двигателя, повышается его экономичность, но одновременно требуется бензин с более высоким октановым числом. Последнего опасаться не следует, так как «Вихрь» со степенью сжатия 7 работает на общедоступном бензине А-72 в любую погоду, без каких-либо признаков детонации.
Для повышения степени сжатия на единицу достаточно подрезать торец головки цилиндров на 2 мм. Но прежде чем снимать головку следует измерить существующую степень сжатия. Для этого нужно установить мотор на подвеске в горизонтальном положении, вывернуть свечи, поршень одного из цилиндров привести в верхнюю мертвую точку, залить в свечное отверстие масло из мерной мензурки или медицинского шприца до заполнения отверстия на ⅓ его высоты. То же самое проделать и с другим цилиндром.
Степень сжатия (геометрическая) определяется по формуле:
Vh — объем цилиндра, см3;
Va — объем камеры сгорания см3 (равен объему залитого масла);
Е — величина степени сжатия.
Увеличивать степень сжатия выше 7 не следует. Если при фактическом замере она окажется равной 6,5, нужно подрезать головку цилиндров на 1 мм.
Подрезку производите на токарном, строгательном или фрезерном станке.
Регулируемый главный топливный жиклер карбюратора
Карбюратор «Вихря» имеет жиклер постоянного сечения. При таком решении максимальную мощность можно снять с двигателя только при какой-то определенной температуре воздуха (например, +20° С). В остальном довольно широком диапазоне температур (от -5° С до +35°) двигатель будет развивать пониженную мощность, вследствие обеднения смеси при более низкой температуре и чрезмерного обогащения при более высокой.
Мы сделали регулируемый жиклер, который заворачивается в карбюратор вместо фирменной пробки. Игла жиклера приводится во вращение гибким валиком, ручку управления которым мы расположили на опоре румпеля мотора и снабдили стрелкой-индикатором. По положению стрелки можно фиксировать установку иглы жиклера для разных условий эксплуатации. Для жиклера использована игла с корпусом и уплотнениями от мотора «Стрела».
Подрезка торца выхлопной трубы
Подрезав торец выхлопной трубы параллельно имеющемуся срезу, можно еще немного повысить мощность мотора, так как при этом уменьшается противодавление на выхлопе (меньшая глубина погружения конца трубы), а выходное сечение выхлопного тракта переносится в поток воды, отбрасываемой винтом с наибольшей скоростью (чем больше скорость обтекания выходного сечения, тем больше разрежение за ним, тем меньше противодавление на выхлопе). Уровень шума практически не возрастает.
Уменьшение сопротивления выхлопного коллектора
Подгоните точно окна в коллекторе и выхлопные окна цилиндров, вырежьте толстую бобышку, перекрывающую почти треть выходного сечения, а вместо нее запрессуйте тонкостенную нержавеющую трубку ∅9 мм. Отверстие в поддоне распилите в точном соответствии с выходным отверстием коллектора.
Воздухозаборное окно в капоте
Площадь воздухозаборного окна используется нерационально. Для обеспечения, карбюратора холодным встречным воздухом окно капота распилите по внутреннему периметру рамки, удерживающей сетку. Поставьте сетку на место и закрепите рамкой.
Флажок стопорения
Флажок стопорения мотора в поднятом положении очень неудобен при установке мотора на транец, при малейшем прикосновении к мотору выскакивает, мотор опускается, иногда в самый неподходящий момент. Чтобы избежать этого, необходимо на ось флажка одеть пружину, соединенную с флажком и осью. Теперь предварительно закрученная пружина будет все время прижимать флажок к мотору. При поднятии мотора флажок автоматически становится на место.
Ножки для установки мотора в горизонтальном положении
При работах, связанных с обслуживанием и регулировкой мотора, бывает необходимо прочно установить мотор в горизонтальном положении, но этому мешает круглая задняя ручка «Вихря».
Мы сделали ножки, которые позволяют устранить этот недостаток. Изготавливаются они из нержавеющей стали или алюминия, устанавливаются в пазы под болты крепления задней ручки и крепятся этими же болтами.
Фиксатор нейтрального положения переключателя реверс-редуктора
Предусмотренное заводом управление реверс-редуктором требует навыка и тщательности при переключении, что не всегда возможно. Нами был установлен простейший фиксатор с шариком и пружиной. В центре боковой грани ползуна делается лунка для шарика. Ползун устанавливается в нейтральное положение, в лунку закладывается шарик фиксатора и размечается место для закрепления фиксатора. После этого сверлятся отверстия, нарезается резьба, фиксатор крепится к поддону.
Контрольное отверстие для воды
В заводском исполнении оно расположено неудачно и позволяет контролировать температуру воды только на малых оборотах. На больших оборотах вода из отверстия не выбрасывается, и малоопытный водитель не может контролировать работу системы охлаждения.
В глушитель двигателя прямо над проточкой под нижний крепежный болт, мы просверлили отверстие ∅1,5 мм в водяную рубашку глушителя. Ось отверстия располагается наклонно вниз, таким образом, чтобы траектория струи воды проходила через отверстие под болт в боковой части поддона. На ходу интенсивная струя хорошо видна водителю. Сверлить отверстие более 1,5 мм не рекомендуется во избежание ухудшения охлаждения дейдвудной трубы.
Установка мотора «Вихрь» на лодке типа «Казанка»
Как показывает опыт, наилучшие скоростные результаты можно получить при смещении центра тяжести лодки назад. В этом случае наибольшая гидродинамическая нагрузка приходится на участок днища между 1-м и 2-м шпангоутами (считая от транца). Этот участок — наиболее слабое место днища лодки.
Здесь наибольшее расстояние между шпангоутами, и течь лодка начинает именно здесь, на заклепках 1-го и 2-го шпангоутов. Мы подкрепили днище в этом районе дополнительным флором. Он изготавливается из дуралюминиевого уголка 45Х45X1200 и дуралюминиевого листа толщиной 3 мм. Следует также все пайолы прикрепить винтами к шпангоутам, что придает днищу дополнительную жесткость.
На некоторых лодках наблюдается резонансная вибрация транца, поэтому его следует усилить, приклепав к наружной стороне (под фанерную накладку) дуралюминовый лист толщиной 5 мм.
Установка мотора и центровка лодки
Наилучшие скоростные результаты (нагрузка 1—4 человека) получаются при установке передвижного упора дейдвудной трубы мотора в третий ряд отверстий, считая от транца. В статическом положении мотор слегка наклонен внутрь лодки, на ходу ось гребного вала устанавливается параллельно поверхности воды. Размещение пассажиров следующее:
- 2 человека. Пассажир размещается рядом с водителем на кормовой банке, либо на пайоле у ног водителя. Достигаются наибольшая скорость, достаточная остойчивость и управляемость. Лодка плавно входит на большую волну даже при движении по ветру. Расположение пассажира на передней банке, не говоря уже об уменьшении скорости, часто приводит к опасным ситуациям и даже опрокидыванию;
- 3 человека. Пассажиры размещаются на банке, ближайшей к водителю, либо по одному человеку на каждой банке;
- 4 человека. Два человека на носовой банке и два на кормовой.
Все рекомендации статьи осуществлены на практике и хорошо показали себя в работе. Мощность мотора приблизилась к номинальной (20 л. с.), а возможно и несколько превысила ее, что в сочетании с доводкой подводной части мотора и правильной центровкой лодки позволило заметно увеличить скорость хода. Уменьшения моторесурса опасаться не следует, так как прочностные расчеты, с соответствующим коэффициентом запаса, выполнены исходя из номинальной мощности, а мотор в заводском исполнении ее не развивает.