Строили мы яхту в основном своими силами. Конструкция «Юности» претерпела следующие изменения: была увеличена ширина яхты и рубки, где удалось разместить шесть коек; увеличен вес чугунного фальшкиля до 700 кг и площадь генуэзского стакселя до 18 м2.
Основные элементы яхты
Длина, м | 8,6 |
Ширина, м | 2,6 |
Осадка, м | 1,6 |
Водоизмещение, т | 2,5 |
Обшивка яхты сделана трехслойной. Наружный слой выполнен из дубовых досок толщиной 9 мм, внутренний — из 10-миллиметровых еловых досок. Между ними проложен 2-миллиметровый слой ткани, пропитанной синтетической смолой. Корпус покрыт белой полиуретановой краской, подводная часть окрашена антикоррозионным битумным лаком.
Летом 1967 г. яхта «Тритон» закачалась на водах озера Есенице (у города Хеб). После испытаний яхту отправили по железной дороге в немецкий порт Штральзунд. Но прежде чем рассказывать о плавании, представим читателям экипаж: капитан — доктор А. Рашовский, рулевой — инженер Б. Пауле, штурман — инженер М. Пешл, члены команды — И. Школаудиова, Г. Пешлова, Й. Крчил.
22 августа мы покинули Штральзунд и взяли курс на север, к шведским берегам. По мере того как земля опускается за горизонт, волнение усиливается, а когда мы выходим в открытое море, начинает казаться, что яхта беспорядочно носится во всех направлениях. Лица некоторых «морских волков» зеленеют. Начинает темнеть, и как раз в это время выходят из строя батареи. Яхта погружается в темноту, а движение в этом районе оживленное. В качестве навигационных огней используем карманные фонари. В 23 часа прощаемся с маяком Аркона.
К утру волнение стихает, туман рассеивается. Появляются чайки, а потом и берег. Первый шведский порт — Симрисхамн.
Рассвет следующего дня снова застал нас в море. Проложили курс параллельно скрывшемуся за горизонтом берегу и пошли дальше на север. Плывем сутки «без берега» в отличном настроении, но когда прошли 36 часов, а ожидаемые ориентиры все не появлялись, мы забеспокоились. Уточнив свое место, обнаружили, что отклонились на восток почти на 30° и находимся в открытом море примерно между Швецией и Латвийской ССР. Оказалось, что рядом с компасом стояла металлическая посуда — результат нашей неопытности!
Порты Кристианопель, Берквара, Калмар проходим без происшествий. Ободренные, решаем идти без остановки до Стокгольма, но на третий день эти планы меняет наш первый шторм. Бесконечно лавируясь, уходим в Окселесунд.
В Стокгольме мы пробыли несколько дней — отдыхали, знакомились с городом. В это время на улицах столицы было очень интересно: шведы переходили с левостороннего движения на правостороннее. Автомобили двигались, как слепые котята, — также медленно и неуверенно.
В обратный путь вышли при почти полном безветрии. Весь день шли под мотором по спокойной воде и осмелели настолько, что решили заночевать в море. Якорь бросили в четырех милях от берега и легли спать. А ночью разыгрался шторм. Собственно, это был не шторм, а довольно сильное волнение, но нам казалось, что огромной силы ураган вот-вот сорвет «Тритона» с якоря и увлечет в бездну.
К утру море успокоилось, и мы без приключений дошли до последнего шведского порта Грасгард. Следующая стоянка будет через сутки у датского острова Борнхольм. Поднялся ветер. Большие волны разбивались о корпус яхты, но мы уже не обращали на них внимания, чувствуя себя бывалыми моряками.
Высокий — до 160 м над уровнем моря, поросший лесом живописный Борнхольм задержал нас на несколько суток. Не торопясь, мы обошли все порты острова. При подходе к самому крупному из них — Ренне — заклинило руль. Управлять яхтой под двигателем стало невозможно, пришлось поставить все паруса и с ними производить повороты. С большим трудом удалось причалить к пирсу. Слава богу, что это произошло не на волнении в открытом море!
Отремонтировав руль, начинаем последнее колено дистанции: Ренне — Штральзунд, и опять попадаем в шторм, на этот раз настоящий. Из-за сильнейшей качки стрелка компаса металась так резво, что пользоваться этим прибором стало почти невозможно, а ориентироваться по звездам не позволяли сплошные тучи. Видимость была настолько плохой, что мы проскочили, не заметив, маяк Аркона. Долгое время шли буквально наугад, почти не разбирая, куда указывает пляшущая стрелка компаса, как вдруг в расчистившемся окошке на горизонте увидели белые утесы Рюгена.
Наше морское крещение протяженностью более тысячи миль завершилось благополучно.