Преимущества гибкой мачты, являющейся автоматическим регулятором сил тяги и дрейфа, действующих на парус, ясны сейчас всем яхт сменам. Такие мачты уже устанавливают не только на гоночных, но и на крейсерских яхтах, причем конструкции их постоянно совершенствуются. При сильном ветре гибкая мачта отклоняется назад и под ветер, вследствие чего натяжение форштага и ахтерштага получается различным.
Происходит излишнее удлинение форштага. Предложенное известным шведским конструктором О. Плимом устройство топа мачты (для мачт, вооруженных топовым стакселем) позволяет компенсировать это удлинение и получить более равномерное распределение усилий между фор- и ахтерштагами.
Устройство (рис. 1) состоит из рычага, свободно закрепленного на оси блока грота-фала. К концам рычага крепятся оба штага, натяжение которых регулируется с помощью упомянутого рычага.
На изгиб мачты большое влияние оказывает способ крепления к ней краспиц. Как показал опыт, наилучшая форма изгиба получается при шарнирном креплении краспиц (рис. 2).
Когда топ отклоняется назад, краспица разворачивается, оставаясь все время в плоскости верхних вант. Нижние ванты на гибкой мачте должны быть натянуты не очень сильно, иначе нижняя часть мачты получается излишне жесткой.
Рис. 3 дает представление о правильной форме изгиба мачты, благодаря которой парус получается максимально плоским.