Камелек — это маленький судовой камин, в котором можно сжигать все, что горит. На туристских путях всегда найдутся сырые чурки, а они, именно сырые, — лучшее топливо для камелька.
Однажды в пути нас застала прохладная и дождливая погода, которой, казалось, не будет конца. В походе находилось несколько катеров. До наступления сумерек мы выбрали стоянку в заброшенной протоке. Продрогшие команды собрались на совет в салоне «Рассвета» поужинать и обсудить дальнейший маршрут. Первое, что заметил каждый — в салоне было по-домашнему тепло и сухо.
В чем же преимущество камелька перед другими системами отопления на катерах?
Во-первых, относительная простота конструкции и использования. Для камелька не нужно запасать дрова или уголь, он работает практически на «подножном» топливе; камелек не связан с работой Других механизмов; обеспечивает естественную вентиляцию в помещении; безопасен при правильной установке и эксплуатации.
Основные правила установки и эксплуатации камелька на катерах следующие.
1. Нельзя устанавливать камелек в одном помещении с топливными баками.
2. Труба дымохода должна быть достаточного диаметра (не менее 10 см), чтобы полностью обеспечить естественную тягу.
3. Нельзя устанавливать в дымоходе задвижки или дроссельные заслонки без фиксаторов.
4. Труба в помещении должна быть изолирована асбестом толщиной 3—4 см.
5. Выгородка и место установки камелька изолируются асбестом, а сверху покрываются жестью.
6. Нельзя пользоваться обтекателем направленного действия (по типу вентиляционного раструба). Обтекатель должен обеспечивать тягу при любом направлении ветра и крена судна.
7. Камелек должен надежно крепиться к корпусу.
8. На выходе дыма необходимо установить съемную сетку искрогасителя.
9. Дверца топки должна иметь надежный запор, а поддувало — фиксатор.
10. Величина «а» должна быть не менее ½ высоты всей топки.
11. Камелек не должен иметь съемных кругов для посуды.