«Кафу» я купил в мае 1967 г. и ходил на ней по Северной Двине с июня по октябрь с мотором «Вихрь» при различных погодных условиях. Со дня покупки и до конца сезона нам пришлось заниматься устранением конструктивных недостатков лодки. Одни из них мы устранили сразу, другие — в процессе эксплуатации, третьи остались неустраненными.
Транец лодки оказался неприспособленным для установки мотора «Вихрь». Пришлось сразу срубить алюминиевый лист на транце, чтобы можно было одеть струбцину подвески мотора. Когда мотор навесили, оказалось, что концы струбцин повисают в воздухе, потому что утолщение фланца из бакфанеры также не приспособлено для установки «Вихря». Пришлось под концы струбцин приспособить доску соответствующей толщины и закрепить ее болтами сквозь транец. Головки заклепок в алюминиевой оковке были расположены беспорядочно и мешали плотному прилеганию струбцины. Пришлось их немного расклепать и частично спилить.
Установив, наконец, мотор на лодку, отправились в первый испытательный рейс. Но мотор оказался установленным выше, чем полагается, в результате чего винт «молол воздух», а лодка с двумя пассажирами на борту развивала скорость не более 15 км/час. Только увеличив вырез в транце еще на 50 мм, совместили антикавитационную пластину мотора с плоскостью днища и получили значительный прирост скорости: с одним водителем — 35 км/час, с двумя пассажирами — 30 км/час и с тремя — 25 км/час. Но слишком большой вырез ослабил транец и увеличил опасность заливания лодки водой. Кроме того, пришлось сделать вырез в кормовой банке, так как она мешала креплению мотора.
Для защиты от брызг поставили подходящее по размерам ветровое стекло от автомобиля «ГАЗ-51». Кроме того, по борту пропустили по бруску для крепления тента.
Ни носовой, ни кормовой воздушные ящики не были заполнены пенопластом. Пространство над носовой банкой мы решили использовать для рундука. Для этого в носовой облицовке, образующей банку, прорезали отверстие и закрыли его алюминиевой крышкой. В этом рундуке свободно помещаются семилитровая канистра с маслом, спасательные жилеты, инструмент и другое снабжение. Там же мы выделили место для цепного ящика, вмещающего шестиметровую цепь калибром 6 мм, для которой в палубе вырезали клюз. Якорь Холла весом 3,5 кг в походном положении вставляется в отверстие клюза.
На стоянке в гавани «Вихрь» укладывается на днищевую слань и закрывается крышками, одна из которых плоская, а другая имеет форму ящика. Крышка люка опирается на среднюю, кормовую и самодельные продольные банки. Под продольными банками размещаются две канистры. Расходный бачок, который прилагается к мотору, размещается под кормовой банкой между двумя воздушными ящиками.
В походном состоянии люковое закрытие разбирается и укладывается на днище лодки, причем в объемной крышке можно уложить две канистры.
На веслах, даже в штиль, на «Кафе» далеко не уедешь, а в ветер она вообще неуправляема. В ветренную погоду днище лодки без поперечного набора и с довольно слабым продольным прогибается на встречной волне до 60 мм. Все предметы в лодке начинают перемещаться, включая днищевую слань, которая значительно истирает днище. Канистры, подпрыгивая и ударяясь о среднюю банку, стремятся сорвать ее с заклепок и в свою очередь сами получают «травмы» (одна из канистр треснула). Прогиб днища создает неприятное впечатление будто лодка вот-вот проломится. Где гарантия, что Стеклопластик не разрушится от этих деформаций в результате усталостных напряжений?
Если загрузить нос лодки, вибрация корпуса уменьшится за счет того, что волна встречается более прочной носовой оконечностью, но при этом уменьшается и скорость. По нашему мнению, для того, чтобы днище сделать более жестким, завод должен ставить двойное дно с заполнением междудонного пространства пенопластом; тогда отпадет необходимость в воздушных ящиках.
Следствием тряски на волне являются трещины в углах передней банки.
Для предупреждения заливания лодки водой через вырез в транце нужно сделать переборку или выгородку в районе мотора. Для этого придется вырезать часть кормовой банки.
С четырьмя человеками на борту лодка идет в водоизмещающем режиме — резко уменьшается скорость и увеличивается расход топлива. Это также является серьезным недостатком, вызванным, как мы считаем, недостаточной шириной и малой жесткостью днища и скругленной скулой, из-за которой лодка как бы проваливается. Поперечное сечение лодки в форме трапеции с узким днищем выбрано неудачно. Такое судно при незначительной нагрузке резко увеличивает осадку; чтобы вывести его на глиссирование, требуется мощный мотор.
V-образные обводы более приемлемы для универсальной лодки. При нагрузке не было бы резко заметного снижения скорости. Применение остроскулых обводов дало бы значительный прирост скорости под мотором.