Компас — указатель курса для гоночных яхт
Устройиство компаса — указателя курса показано на рис. 1. В герметичном корпусе размещены стрелка от обычного школьного компаса и неподвижная шкала. Корпус Для демпфирования колебаний стрелки залит керосином, температурное расширение которого компенсируется прогибом крышки. С целью устранения влияния качки компас установлен в кардановом подвесе.
Корпус (котелок) изготовлен из плексигласа в прессформе, основные размеры которой указаны на рис. 2 (остальные размеры особого значения не имеют). Заготовку 1 зажимают болтами 2 между матрицей 3 и крышкой 4 прессформы и помещают в сосуд с машинным маслом, нагретым до 135—150° С. Через 3—5 мин., когда прессформа и Заготовка прогреются, через штуцер 5 подают под давлением 5—8 ат сжатый воздух. Следует обратить особое внимание на крепление шланга к штуцеру, так как при срыве шланга и разбрызгивании масла можно получить ожоги. Через пару минут, не прекращая подачи воздуха, прессформу вынимают из ванны и охлаждают.
В днище заготовки, используя отверстие ∅5 в прессформе как направляющее, сверлят отверстие того же диаметра, после чего крышку 4 снимают. Винтом М5, пропущенным через это отверстие, заготовку закрепляют в матрице. Матрицу за цилиндрическую поверхность 062 зажимают в патроне токарного станка, растачивают диаметр 054 и торцуют заготовку.
Эскизы деталей компаса приведены на рис. 3.
Шкалу вычерчивают увеличенной, затем фотографируют и печатают на контрастной фотобумаге № 5—7. Окончательно наружный диаметр шкалы должен быть 52 мм, внутренний — 35 мм. Шкалу 8 вклеивают в расточку основания 5 (см. рис. 1); поверх нее наклеивают держатель 12. В отверстие основания 5 вставляется игла 6. Надо обратить особое внимание на длину иглы: между крышкой 14 и верхней частью стрелки 13 должен быть небольшой зазор, но при переворачивании компаса стрелка не должна слетать с иглы. Игла должна быть твердой и хорошо заточенной. Качество заточки можно проверить, надев на иглу стрелку и поворачивая основание; стрелка при этом должна оставаться неподвижной. Иглу закрепляют в основании каплями клея с обеих сторон.
Клей для плексигласа можно изготовить из дихлорэтана или пищевой уксусной эссенции и плексигласовых стружек.
Нижняя часть корпуса опиливается на плоскость, к которой приклеивается накладка 3; после просушки в накладке нарезают резьбу М4. Основание 5 со шкалой 8 и стрелкой 13 вставляют в корпус 4, после чего вклеивается крышка 14. Стык крышки и корпуса для обеспечения герметичности необходимо проклеить по месту разделки за несколько раз (после просыхания каждого предыдущего слоя клея). После сушки в корпус заливают керосин и закрывают отверстие прокладкой из хлорвинила 2 с винтом 1.
Корпус устанавливают в несущее кольцо 7, в проточку которого закладывается пружинное кольцо 11 из немагнитной проволоки ∅ 0,8—1,0. В кольцах подвеса 10 и 15 строго по диаметру просверливают по два отверстия М3 для четырех полуосей 9. В несущем кольце 7 делается одно гнездо ∅1,5 на глубину 1 мм под полуось. Затем корпус подвешивают в кольцо 10 на полуоси 9. С помощью толстой иглы, просунутой через отверстие для второй полуоси, определяют место в кольце 7 для гнезда второй полуоси, добиваясь строго горизонтального положения шкалы. Полуоси во внешнем кольце 15 располагают перпендикулярно только что размеченным. Полуоси должны свободно, но без люфта вращаться в своих гнездах. После окончательной сборки компаса полуоси надо зачеканить.
Кольцо 15 до установки компаса в точке, лежащей на перпендикуляре к диаметру полуосей, припаивают твердым припоем к корпусу футляра секундомера 16. Ушки 23 для крепления устройства припаивают или приклепывают к футляру. Направляющие 24, предназначенные для фиксации головки секундомера, припаивают мягким припоем. Накладку 21, удерживающую защитную прокладку 22, крепят к чехлу четырьмя винтами М2.
Прозрачная крышка 19 после установки в футляр секундомера 20 и резиновой прокладки 18 прижимается кольцом 17, навинчиваемым на корпус 16.
Компас можно поворачивать рукой относительно несущего кольца 7. Общий вид компаса с секундомером в сборе показан на рис. 4.
Для удобства пользования компас лучше расположить под бимсом ползуна гика-шкота; при этом он будет хорошо виден рулевому из любого положения. После установки компаса на кольце 10 строго в ДП яхты наносится риска. Конструкция крепления, показанная на эскизе, рассчитана для применения на «Летучем Голландце» постройки верфи ВЦСПС 1961 г.; для других яхт ее нужно изменить по месту.
На шкалу (рис. 5) нанесены риски, соответствующие генеральному курсу на лавировке 2, риски бакштага на олимпийской дистанции 3 и риски оптимальной лавировки 1. Кроме того, выделены риски генерального курса 0° (риска 4) и 180° (риска 5). Для использования компаса в качестве обычного путевого имеются деления в градусах; в этом случае корпус поворачивается до совпадения рисок генерального курса с риской ДП на несущем кольце. Перед выходом секундомер заводится и вставляется в футляр. По подготовительному сигналу секундомер запускается нажатием на головку через герметичную прокладку 22.
Перед стартом определяется направление на верхний знак. Компас надо повернуть так, чтобы при направлении носа яхты точно на верхний знак (положение I) стрелка упиралась бы в риску генерального курса 0°. После этого, идя на верхний знак в лавировку обоими галсами (положения II и III), легко определить, какой из них более выгоден. На лавировке стрелка должна быть вблизи риски оптимальной лавировки соответствующего галса (не следует забывать, что этот угол оптимальной лавировки зависит от силы ветра и парусов). Обычно рулевой ведет яхту по стакселю; если при этом стрелка отклоняется к риске генерального курса на лавировке, то, очевидно, этот галс выгоден; если же стрелка уходит в противоположную сторону, надо менять галс.
После огибания верхнего знака надо вести яхту, если траверзный знак не виден, так (положение IV), чтобы стрелка показывала на риску бакштага; таким же должно быть положение стрелки и после огибания траверзного знака (положение V). При ходе фордевинд от верхнего знака на нижний (положение VI) стрелка должна упираться в риску генерального курса 180°.
Если гонки проводятся не на олимпийской дистанции, надо заранее определить направленна со знака на знак и после огибания соответствующего знака поворачивать компас в соответствии с новым направлением, используя риски оптимальной лави-ровки на лавировочных участках дистанции.
Флюгарка
Эта флюгарка (рис. 6, 7) отличается высокой чувствительностью — она реагирует на ветер менее одного балла, при котором обычно применяемые вымпелы, флюгарки и колдунчики не работают.
Стрелка флюгарки 10 изготовлена из инъекционной иглы № 12150 длиной 150 мм и наружным диаметром 1,25 мм или любой другой иглы близких размеров. Каркас пера 9 можно сделать из мандренз (проволока из нержавеющей стали, прилагаемая к каждой игле для чистки). Проволоку выгибают по форме пера флюгарки, концы изнутри спиливают до половины диаметра и впаивают в иглу, предварительно срезав наконечник для надевания иглы на шприц.
Стрелку мягким припоем впаивают в головку 11 так, чтобы ось головки лежала в плоскости пера, а расстояние от пера до головки было раза в 1,5—2 больше остальной части стрелки. Шток 5 также лучше всего сделать из медицинской иглы для плазмы (l = 280 мм; ∅нар. = 2,6 мм), удалив наконечник. Снизу шток мягким припоем впаивается в винт 4.
Иглу 6 можно сделать из любой поддающейся термообработке нержавеющей стали; после закалки ее необходимо тщательно заточить. Неплохим материалом для иглы является вольфрам, но следует иметь в виду, что вольфрам паяется только твердыми припоями. На иглу напаивается кольцо 8, предохраняющее флюгарку от спадания (можно иглу выточить с утолщением, заменяющим кольцо). Затем с тупой стороны на иглу надо надеть гильзу 7 и впаять иглу в шток. Головка запрессовывается в гильзу; для надежности стык можно пропаять. После этого в гильзу запускается капля жидкого машинного масла.
Для обтяжки каркаса пера можно использовать отмытую фотопленку, тонкую (20—30 мк) металлическую фольгу и т. п. На свободный конец стрелки следует напаять противовес 12, после чего, удаляя или добавляя припой к противовесу, надо самым тщательным образом отбалансировать флюгарку с тем, чтобы она не реагировала на крен. К топу мачты флюгарка крепится шайбой 1 с припаянной гайкой 2 и контргайкой 3. Намечать место для крепления шайбы надо при ввинченном штоке и так, чтобы шток был расположен точно по оси мачты без перекосов. Иглы для изготовления флюгарки можно приобрести в магазинах медицинского оборудования.