Московский ЦНИИ комплексной автоматизации 9 лет назад организовал водно-спортивный лагерь «Царус» на Пестовском водохранилище (около десятка самых разных яхт, включая самодельную «Мышку», а кроме того, два яла, семь катеров, шпоновые лодки). Суда с эмблемой института совершили немало увлекательных походов. Печатаем рассказ о второй половине плавания Москва — Соловки — Москва. Заодно отметим, что по этому маршруту уже ходили яхты «Паруса»: два «Дракона», переделанных в крейсера (капитаны В. П. Суворов и И. И. Артименко), за один отпуск прошли туда и обратно.
Нас семеро. Поездом поздно ночью мы прибыли в Кемь, где встретились со своими друзьями, пришедшими сюда из Москвы на шлюпке. Теперь мы должны сменить их, но сначала и им и нам нужно посмотреть Соловки. Посовещавшись, капитаны обеих команд решили переправляться в два рейса, не откладывая этого на утро — ведь ночь-то белая! Ни ветра, ни волны. Под парусом делать нечего. Поскольку наша средняя скорость под «Ветерком» 10 км/час, рассчитываем через пять с половиной часов хода быть на месте...
Все правильно, приходим вовремя! Нам рекомендуют устроить стоянку в Долгой губе — длинном и узком заливе, разрезающем Большой Соловецкий остров с востока. Часть мореплавателей сразу же отправляется туда пешком, остальные огибают остров на яле и среди ночи выходят к дамбе, идущей на Большую Муксалму. Здесь-то и встречаются оба отряда. Посреди дамбы — очень узкий тоннель. Местные жители пугали, утверждая, что «Финвал» в него не пройдет, но стоило нам подойти поближе, чтобы осмотреться, как шлюпку подхватило сильное отливное течение и буквально вышвырнуло по другую сторону дамбы — в Долгую губу. Спать ложимся в третьем часу утра при... ярком солнечном свете.
Мы пробыли на Соловках три дня. Все это время мы не только бродили по острову, любуясь его красотами, но и работали. На корме подвесили кронштейн для двух моторов. Из стальных трубок согнули съемные дуги для брезентового тента с окнами из оргстекла. На уровне банок сделали съемную палубу. Это обеспечивало возможность удобной ночевки всего экипажа прямо в яле. В виде пробы последнюю ночь перед выходом так и провели, столкнув ял на воду и поставив его на якорь посреди бухты (у берега ночевать нельзя — во время отлива можно оказаться на суше).
Рано утром начинается наше плавание. Последний взгляд на поросшие густым лесом берега, и вот нас подхватывает мощное, на этот раз приливное течение, и «Финвал», царапая бортами, проскакивает через тот же тоннель в открытое море. Ветра, конечно, опять нет. остается только запустить мотор и следить за часами и компасом.
Курс на Беломорск. Острова и маяки появляются вовремя. Из воды то и дело выглядывают тюлени. Почти человеческое лицо, круглые любопытные глаза. Однако близко не подпускают и фотографироваться почему-то не хотят. Останавливаемся на необитаемом острове Парусница. Впрочем, как оказалось, на нем обитают рябчики и здоровенные зайцы!
Шлюз № 19 — первый на нашем пути через Беломорканал. Капитан отправляется на берег, звонит начальникам, после чего на все шлюзы поступает телефонограмма: «Пропустить». В результате нас шлюзуют, как теплоход, одних, и к концу дня, проскочив ни много, ни мало, а целых десять шлюзов, мы останавливаемся на Выгозере. Огни буев видны хорошо, идем, как по улице. Пятеро спят, двое на вахте.
Берега канала поражают красотой и безлюдностью, а Быгозеро еще красивее, особенно лесистые острова.
В Повенце пришлось просидеть три дня — сильно штормило. Отстаивались мы в бухте, правее выхода из канала. Кстати говоря, здесь с бензином неважно и некоторым туристам приходится ездить за ним на попутных машинах в Медвежьегорск! Диспетчер выпустил нас только тогда, когда прогноз «пообещал» некоторое ослабление ветра и волну всего до 2 м высотой. Однако стоило выйти, как ветер стих, пришлось парус убирать и снова заводить мотор. Идем по маякам. Поражает прозрачностью вода Онеги: у островов разноцветная галька ясно видна даже на большой глубине.
Глубокой ночью вошли в Кижевский пролив, долго крутились по запутанному фарватеру и вскоре на фоне не то заката, не то рассвета, здесь это трудно понять, увидели силуэт знаменитых куполов. Издалека это напоминало великолепную театральную декорацию. Утром прямо натощак кинулись осматривать сказочный остров, снова и снова поражались делам рук человеческих — ни одного гвоздя в 22-главой церкви! А работа...
К концу дня мы еще успели сходить за 20 км в Великую Губу и запастись там бензином на переход через Онегу. Остановились ночевать у мыса Лай-Наволок. Как и на каждой стоянке, экипаж сразу же принялся за работу: один разводит костер, другой чистит картошку, третий из плавника и плоских камней сооружает обеденный стол, четвертый готовит «каюту» «Финвала» к ночлегу. В общем, дел хватает. Отдыхаем больше на ходу. Даже когда идем под парусом, на вахте только трое; чтобы остальные меньше скучали, меняем вахтенных каждые два часа.
Путь через Онегу немалый — 140 км без берега, поэтому выходим рано. Сразу ловим ветерок — чистый фордевинд, ставим парус «бабочкой» и быстро бежим на юг. К середине дня ветерок превращается в свежий ветер. Дальше — больше, начинается семибалльный шторм с дождем. Волны таковы, что, смотря на них снизу вверх, испытываем к стихии особо глубокое уважение. Но волны длинные, а ветер хотя и очень сильный, но ровный, поэтому закрепляем паруса жестко (при помощи багров) и спокойно движемся прежним курсом. Ну не так, чтобы уж очень спокойно...
Стемнело. Проходим Андомский маяк, берег где-то близко по курсу, но его не видно. Справа должен открыться Петропавловский маяк, но и его нет (он, видите ли, в тот день не работал!). Входные буи устья Вытегры не видны за волнами. Словом, найти это устье тяжело.
Сворачиваем к ближайшим огням, освещаем и находим превосходный песчаный пляж. Порядок! Носовой конец на берег, кормовой к якорю. Костер, ночной обед, мертвый сон на раскачивающемся «Финвале»... Что такое? Это уже не качка, а что-то неописуемое: ял валяет с боку на бок, мы падаем друг на друга, вода хлещет внутрь! Оказывается, якорь сорвало и нас развернуло лагом к волне. Аврал! Экипаж дружно лезет в воду, надрываясь, сталкивает шлюпку с мели и, пока капитан заводит нахлебавшиеся воды моторы, удерживает «финвала» кормой к берегу.
При свете начинающегося дня выясняем, что мимо устья промахнулись всего на полкилометра. Вот они входные буи и спокойная вода за ними, но... глохнут сразу оба мотора, а ветер — прямо в лоб, на парусе не войдешь. Капитан, чертыхаясь, выворачивает свечи, чистит их, продувает камеры, ввинчивает свечи. А тем временем «Финвал», лишенный хода, высоко взлетает вверх и ухает вниз. Дерг! Дерг! Кажется, поехали...
Зашли в г. Вытегру, промокшее имущество сушили посреди города, у маленькой пристани, где вытегрянки полощут белье. Собрался народ. Интересовались, откуда мы, как ухитрились пройти Онегу в шторм и почему не потонули, не было ли страшно. Мы отвечали, что не потонули по чистой случайности.
Несколько дней двигались по Волro-Балту, миновали Белое озеро. Единодушно пришли к выводу, что комары здесь злее, чем на Севере. Сильно потрепало нас в Череповецком колене, где мы шли ночью. Затем очередную трепку задала Рыбинка — это мелководное водохранилище редко кого выпускает, не поболтавши, как следует. Шторм (с неизменным дождем) прихватил внезапно. Волна короткая, крутая. Ветер попутный, но стоило поднять парус, как мачта начала потрескивать. На моторах тоже идти нельзя — захлестывает. Нашли выход из положения, подняв парус до половины мачты и расперев баграми! Скорость все равно очень приличная...
Последние километры «Финвал» шел под проливным дождем, но, несмотря на это, все вылезли из «каюты» и, вытягивая шеи, не сводили глаз с берегов родного Михалевского залива. А там при нашем появлении началась беготня Радостная встреча. Первый тост «С благополучным прибытием!», второй — «За новые походы!»