Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Знаменитые корабли
  • 1970 год
  • Трехмачтовый корабль «Бэлклузе» — плавучий экспонат
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Третий норвежский корабль «Лейф Эриксон»
История знаменитого парусника «Рижский корабль»
Музей и памятник линейный корабль «Миказа»
Океанский парусный корабль «Товарищ»
Первый русский корабль «Орел»
Корабль-памятник «Турбиния» сэра Чарльза Парсонса
Плавучий мотель «Хуторок»
Сообщения: Робинзон, танкер, крючок, плавучий сад, шум...
«Неопознанный плавучий объект» — яхта «OVNI 395»
Забытый экспонат разогнался до 110 км/ч: как электроглиссер из музея побил рекорд
Пропал бразильский линейный корабль «Сао Пауло»
Пиратский корабль «Толстяк Михель» на берегу
Самый большой за триста лет корабль в России
Корабль-невидимка — корвет «Sea Wraith»


Трехмачтовый корабль «Бэлклузе» — плавучий экспонат

Год: 1970. Номер журнала «Катера и Яхты»: 24
          0


Информация об изображенииКорабль «Бэлклузе»
Корабль «Бэлклузе»
 
В январе 1967 г. научно-исследовательское судно «Михаил Ломоносов» Морского Гидрофизического Института АН УССР, совершавшее кругосветное плавание, зашло в порт Сан-Франциско. Знакомясь с достопримечательностями города, мы посетили морской музей. Особенное внимание привлек один из «плавучих» экспонатов — парусник «Бэлклузе», переживший весь период смены парусного флота судами с механическими двигателями.

Трехмачтовый корабль «Бэлклузе» был построен в Глазго в 1886 г. на одной из лучших верфей того времени «Коннел и Компания», со стапелей которой сошли на воду несколько известных «чайных» клиперов. Предназначенный для перевозки генеральных грузов на дальние расстояния, «Бэлклузе» представлял собой судно, характерное для английского судостроения последней четверти XIX столетия. Спад «золотой лихорадки» в Калифорнии и Австралии, открытие Суэцкого канала в 1869 г. заставили отказаться от постройки быстроходных в ущерб грузоподъемности и дорогостоящих клиперов. Такие суда, как «Бэлклузе», и заменили клипера на океанских просторах.

Длина стального корпуса парусника составляет 77,7 м, ширина — 11,7 м, наибольшая осадка — 6,9 м. Судно водоизмещением 3720 т могло принять до 2660 т груза и при 6—7 балльном ветре, следуя в фордевинд, проходило с такой нагрузкой за сутки до 300 миль. Экипаж «Бэлклузе» в среднем насчитывал 26 человек.

Начиная с 1890 г., «Бэлклузе» можно было видеть на всех океанских путях мира. Он доставлял масло в Нью-Йорк, рис из Рангуна, селитру из Чили, гуано из Кальяо, шерсть из Новой Зеландии и опять зерно из Сан-Франциско. Парусник 17 раз обогнул мыс Горн. Его хорошо знали не только в Лондоне н Плимуте, но н в Антверпене, Амстердаме, Роттердаме и Гавре.


В 1901 г. парусник приписали к порту Сан-Франциско. Каждую весну, загрузившись жестяными банками, оловом и другими принадлежностями для консервирования рыбы, судно отправлялось в Берингово море. Осенью судно возвращалось в Сан-Франциско с лососевыми консервами (в удачный сезон до 78000 банок). В 1904 г., во время третьего рейса к берегам Аляски, «Бэлклузе» потерпел крушение у острова Кадьяк и с пробоиной в корпусе был выброшен на каменную банку. Судовладельцы отказались от спасения корабля и продали его Аляскинской Паккеровской компании всего за... 500 долларов. Корабль сняли с рифов и отвели на ремонт в Сан-Франциско. Ремонт был закончен в 1906 г. Переименованное в «Звезду Аляски», судно четверть века без перерыва обслуживало рыбаков в Беринговом море. Немало ураганных штормов, обледенений и других невзгод выдержало оно за эти годы. Последний рейс к берегам Аляски был сделан в 1930 г., после чего судно поставили на прикол.

Так оно простояло до 1933 г., пока его не купили южнокалифорнийские судовладельцы. Под названием «Королева Тихого океана» корабль иногда превращался в плавучий кино-павильон для съемок пиратских фильмов или сцен из морской жизни. Хотя уже не было океанских плаваний и рейсов в суровое Берингово море, но возраст и, по-видимому, отсутствие надлежащего ухода давали себя знать. Поэтому в начале 1950-х годов у владельцев созрело решение превратить «Королеву» в баржу. Таков был конец многих парусных судов. Известное до Великой Отечественной войны первое советское учебное парусное судно «Товарищ» восстановили из баржи, в которую был превращен английский парусник «Лауристон».

В 1952 г. «Бэлклузе» купил морской музей Сан-Франциско. Обшарпанный корпус, побуревшие от ржавчины мачты, изношенный рангоут, оборванный такелаж — так выглядит на фотографиях того времени этот бывший «пенитель морен». Музеи объявил о сборе пожертвовании. Реставрация, длившаяся около двух лет, обошлась в 100 000 долларов. Кроме того, моряки, рыбаки, яхтсмены и другие желающие добровольно отработали 13000 человеко-часов. В 1954 г. полностью восстановленный и помолодевший па полвека «Бэлклузе» был отведен на постоянную стоянку в гавань Сан-Франциско.


Высокие мачты «Бэлклузе» хорошо приметны еще издали. Небольшая задержка у входа на причал для приобретения входного билета за 50 центов (для взрослых). Вот и сам «Бэлклузе» с традиционными черными квадратами портов на белом фоне вдоль всего борта. Поднимаемся по трапу в носовой части судна, Первое впечатление, даже для моряка — это непривычно свободная палуба и паутина снастей над головой. Медленно проходим в кормовую часть, поднимаемся на полуют. Сразу же привлекает внимание огромный штурвал. Отсюда хорошо просматривается все судно и отсюда же в любую погоду велось его управление. Задирая головы, осмысливаем как производилась постановка и уборка парусов. Рангоут выправлен, такелаж обтянут по штатным местам, все дышит морским порядком и чистотой не без некоторого щегольства. Кажется, вот-вот появится кто-либо из хорошо знакомых еще с детства героев Джека Лондона или Джозефа Конрада.

Заглядываем в жилые помещения. Повсюду жесткая экономия места, естественная вентиляция, местами скудное дневное и повсеместно керосиновое ночное освещение, камельки для обогрева в ледяные штормы у мыса Горн и промозглые туманы Алеутских островов. Именно при посещении «Бэлклузе» воочию представляются тяжелые условия службы на парусных судах.

Мысль о том, что корабль поставлен здесь навсегда, с трудом укладывается в сознание. И лишь отсутствие парусов на реях, да всплывшие в памяти строки из стихотворения нашего известного моряка-парусника Д. А. Лухманова, напомнили, что:
«... Волны веселой пену
Давным-давно не режут клипера,
И парусам давно несут на смену
Дым тысяч труб соленые ветра».


Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Рассказ Грэхема об окончании пути вокруг света
Есть такая должность — Вскрыватель Океанских Бутылок
Проектирование и постройка шхуны «Хеда»
Главы из книги Вильяма Виллиса «Завороженный морем»
К Ледовитому океану на надувной лодке и плоту
Первый русский корабль «Орел»
Путешествия на катамаране «Аита Пеапеа»
Отпуск в Карелии на байдарках
Главы из книги В. Виллиса «Завороженный морем» (II часть)
Диплом школы «уходящих в плавание»
Фантастический Счастливый остров «Бразил»
По шести рекам и шести озерам Архангельской области
Кругосветное плавание Леонида Телиги на яхте «Опти»
Рассказ «Продаю катер»
Гибель плоскодонной яхты «Могаук»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Трехмачтовый корабль «Бэлклузе» — плавучий экспонат

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Дальние плавания русских яхтсменов
По Боткинскому водохранилищу на лодке «Прогресс»
Первое дальнее заграничное плавание
Удивительная гонка с яхтой «Мираж»
По следам героев Роберта Стивенсона
«Крым» в испытательном пробеге Астрахань — Москва
Река Кантегир — можно ли пройти ее на байдарке?
Поход по Западной Двине на «Казанках»
Дубна — Череповец — Дубна на яхте класса «Дракон»
Робин Грэхем продолжает путь от Африки до Южной Америки
Большое северное «кругосветное» путешествие
По сказочному Белому Морю на вельботах
Вторая половина плавания Москва — Соловки — Москва
Парус — дань традиции или необходимость?
Из Ленинграда в Одессу на шестивесельных ялах


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 19 + 44 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории