Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Знаменитые корабли
  • 1969 год
  • Первый русский корабль «Орел»
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Вопрос-ответ: киликийский парусник XIII в., военный корабль «Орел»
Сообщения: тигрица, патент, орел, Кавказ, награда, поросенок...
Опыт реконструкции первого русского военного корабля
Третий норвежский корабль «Лейф Эриксон»
История знаменитого парусника «Рижский корабль»
Музей и памятник линейный корабль «Миказа»
Океанский парусный корабль «Товарищ»
Трехмачтовый корабль «Бэлклузе» — плавучий экспонат
Корабль-памятник «Турбиния» сэра Чарльза Парсонса
Пропал бразильский линейный корабль «Сао Пауло»
Пиратский корабль «Толстяк Михель» на берегу
Самый большой за триста лет корабль в России
Корабль-невидимка — корвет «Sea Wraith»
Первый чемпионат СССР по парусному спорту


Первый русский корабль «Орел»

Год: 1969. Номер журнала «Катера и Яхты»: 21
          0


Информация об изображенииРисунок корабля «Орел»
Рисунок корабля «Орел»
 
«Печатанный повелением» Петра «Книга устав морский о всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море» (1724 г.) рассказывает о постройке «Орла» коротко: «Корабельное дело, доселе у нас так странное, что едва о нем и слыхали, сему доброхотному монарху (Алексею Михайловичу — авт.) пришло на память. Воспринял он намерение делать корабли, и навигацию на Каспийском море. И по не-отменному желанию его сделали корабль именем «Орел» в Дединове, и сплыли в Астрахань». Ни слова не сказано здесь об укреплении в XVII веке торговых связей с Персией, о просьбе шаха Аббаса II дозволить вести торг шелками с Европой через Россию, о том, что русское правительство, во-первых, это разрешило, а, во-вторых, взяло на себя охранение перевозимых товаров, поскольку на пути «свирепствовали разбои». Иными словами — потребовались корабли «для посылок из Астрахани на «Хвалынское море».

В начале 1667 г. один из образованнейших деятелей того времени, руководивший рядом приказов (в том числе Посольским) боярин Афанасий Ордын-Нащокин представил царю свои предложения, а 19 июня уже последовал указ: «Делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове» и «ведать то корабельное дело» самому инициатору всей затеи да «двум думным диакам и одному дьяку». Непосредственная организация дела была поручена Якову Полуектову и подьячему Петрову, которым тут же выдали на первые расходы тысячу рублей (первую из девяти потребовавшихся!). Однако с постройкой «новоманерных» — европейского образца больших мореходных судов никто из русских знаком не был, поэтому пришлось пригласить в Дединово изрядно обрусевшего (он жил в Москве уже около 20 лет) голландца полковника ван Буковена и выписать из самой Голландии корабельного мастера Ламберта Гельта.


Почему же для основания верфи было выбрано именно Дединово — основанное лет 800 назад и существующее поныне рядовое дворцовое село? Очевидно, сыграли роль и удобное расположение на оживленном месте большого водного пути (на Оке, в 35 верстах от впадения в нее Москва-реки), под рукой у московского начальства, и то, что дединовцы издавна были известны как мастера строить различные челны (долбленые из ветлы), коломенки, паузки и т. п. Кроме того, имелось в виду, что здесь же удастся заготовить нужный лес, однако на самом деле доброкачественного леса, который годился бы на постройку корпусов и рангоута, оказалось мало. Последовало особое разрешение брать готовый материал «у кого обнаружится». Любопытно, что когда несколько подходящих деревьев «обнаружились» во владениях архиепископа Иллариона и тот, естественно, воспротивился их реквизиции, пришлось дожидаться специального царского указа.

Медь и железо предписано было завозить с заводов Марселиса в Кашире, пушки —из Тулы, подъемные снасти и блоки (векши) — со складов Пушкарского приказа, пеньку (1000 пудов), смолу и паруса — из разных мест. Если судить по сохранившейся переписке, к работе дединовской верфи имели отношение, по крайней мере, девять приказов (что-то вроде наших министерств), архиепископ рязанский, епископ коломенский, коломенские же воевода и кабацкий голова, дединовский приказчик и многие другие «ведомства» и лица. Понятно, почему дело шло со скрипом. Вместо нужных плотников (дединовские оказались занятыми выполнением важного царского же заказа) приходила бумага, в которой объяснялось «в правду, что к государеву корабельному делу охочих плотников нет». Понадобились кузнецы, а Пушкарский приказ уверял, что у него и всего-то один кузнец, да и тот занят — кует язык к большому успенскому колоколу. Не успели отрядить из Коломны восьмерых канатных мастеров, как тут же пошли строчить в Москву жалобы, что «Яков де Полуехтов морит их голодною смертию». А пушек из Тулы так и вообще не дождались...

Не смотря ни на что, 14 ноября 1667 г. корабль, яхта, бот и две шлюпки были заложены. Работа закипела. Москва торопила, подгоняла. В январе Полуектова «подбодрили» особым предписанием: «корабли делать на спех и над плотниками смотреть, чтоб от того дела не отходили и были безотступно». Очевидно, Полуектов смотрел, и смотрел хорошо: уже через шесть с небольшим месяцев после закладки «корабль спущен на воду» был, а 25 августа 1668 г. в Москву пошло донесение, что щеглы (мачты) все поставлены и он «к отпуску готов».


К этому времени прибыли и приглашенные из Голландии 14 моряков, во главе которых стоял «капитан и кормщик генерал Давыд Иванов сын Будлер». Случилась, правда, с ним заковыка: сразу же в Посольский приказ поступил донос, что никакой он не капитан и не кормщик; диплома у него и впрямь не оказалось, разжаловали его в «корабельные дозорщики», и пришлось ему писать челобитную, просить, напирая на большой опыт, чтобы царь «велел написать его капитаном». В марте 1669 г. капитану Бутлеру и «знающему человеку из Астрахани» Ивану Савельеву было предписано тщательно осмотреть зимовавший в Дединове корабль (практически готовый) и дать ответ на такой вопрос: «Мочно ли на том корабле на Хвалынском море ходить?» Оба эксперта ответили положительно, о чем немедленно доложили царю, и вот 24 апреля последовал государев указ: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом», поставить на носу и на корме по орлу, и на знаменах нашивать орлы же».

Доподлинно известно лишь то, что это был трехмачтовый, с бушпритом, парусный (некоторые авторы называют его фрегатом, а иные барком) корабль, имевший длину 80 футов, ширину до 21 фута и осадку в полном грузу около 5 футов. Экипаж его первоначально состоял из 40 матросов (поровну русских и голландцев) и 20 стрельцов — «солдат карабельных». Принятое в Нижнем Новгороде и Казани артиллерийское вооружение («наряд»), имевшее, очевидно, мало общего с предусмотренным в проекте, составляли 22 пушки-пищали калибром от 2 до 6 фунтов (вес ядра).

Плавание новых кораблей с отрядом охраны на струге и шняках по Оке и вниз по Волге заняло почти четыре месяца. Не раз сидели на мели, были и другие аварии и приключения, но все кончилось благополучно: 24 августа того же 1669 г. «Орел» подошел к Астрахани и по всем правилам (кстати говоря, морской устав сочинил — перевел с голландского — сам Бутлер) салютовал положенным числом выстрелов из новеньких железных пушек. Однако здесь было не до развития морской торговли — в низовьях Волги и на Каспии гулял Степан Разин, который только что разбил сильный отряд персидского флота. 24 июня следующего года разинцы взяли и Астрахань и сожгли все стоявшие здесь государевы суда числом около 150 с «Орлом» во главе.

Постройку корабля «Орел» принято считать началом 300-летней истории отечественного кораблестроения.


Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Пленники шведской шхуны «Флора»
Очередное путешествие по Чудскому озеру
Последний рейс Вильяма Виллиса
Океанский парусный корабль «Товарищ»
Рассказ из сборника «Запутанные судебные дела»
Спортивный путь Валентина Манкина
Королева ирландских морей Грейс О’Мэлей
На самодельной армоцементной яхте вокруг света
Рассказ Грэхема о первой половине пути вокруг света
Поход на моторной лодке через континент
Рассказ Грэхема об окончании пути вокруг света
Есть такая должность — Вскрыватель Океанских Бутылок
Проектирование и постройка шхуны «Хеда»
Главы из книги Вильяма Виллиса «Завороженный морем»
К Ледовитому океану на надувной лодке и плоту

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Первый русский корабль «Орел»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Путешествия на катамаране «Аита Пеапеа»
Отпуск в Карелии на байдарках
Главы из книги В. Виллиса «Завороженный морем» (II часть)
Диплом школы «уходящих в плавание»
Фантастический Счастливый остров «Бразил»
По шести рекам и шести озерам Архангельской области
Кругосветное плавание Леонида Телиги на яхте «Опти»
Рассказ «Продаю катер»
Гибель плоскодонной яхты «Могаук»
Трехмачтовый корабль «Бэлклузе» — плавучий экспонат
Дальние плавания русских яхтсменов
По Боткинскому водохранилищу на лодке «Прогресс»
Первое дальнее заграничное плавание
Удивительная гонка с яхтой «Мираж»
По следам героев Роберта Стивенсона


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 25 + 43 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории